Первый отечественный серийный автомобиль

Самокатка Нижегородского механика И.П.Кулибина
В настоящее время в России имя «Кулибин» стало нарицательным. Так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своем ремесле. В 1791 году Иван Кулибин представил миру прообраз первого в мире автомобиля, который, правда, больше был похож на велосипед. Изобретение было трехколесной повозкой, имевшей весьма совершенное для своего времени рулевое управление и главное - трехступенчатую коробку передач. Аппарат развивал бешеную скорость - до 10 км/ч. И сам Кулибин отлично понимал, что без настоящего двигателя его творение - это просто забавная игрушка.
История настоящего первого Российского автомобиля началась в 1893 году в Чикаго, на всемирной выставке, где удивительный экспонат - автомобиль Бенц модели «Вело» – привлек внимание двух петербуржцев. Ими были владелец завода керосиновых и газовых двигателей Евгений Александрович Яковлев и управляющий фабрики конных экипажей Петр Александрович Фрезе. Тогда у них и возникло решение самим изготовить самодвижущийся экипаж на Родине.
Сказано – сделано. Двигатель и трансмиссия автомобиля были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая часть и колеса - фабрикой Фрезе. Эта машина была очень похожа на конструкцию Бенца и по внешнему виду, и по конструктивным решениям, но она не была повторением немецкой конструкции, а являла собой свою оригинальную отечественную разработку. Тормоза у неё было два: основной, ножной, который действовал на ведущий вал коробки передач, и другой, ручной, прижимающий резиновые бруски к шинам задних колес. Кузов был двухместный, открытый с откидным матерчатым верхом. Вес машины составлял около 300 кг, она могла развивать скорость до 21 км/ч. Запас бензина позволял двигаться 10 часов. Длина автомобиля составляла 2.2 метра, ширина 1.5 метра.
Демонстрация первого русского автомобиля на Нижегородской выставке в 1896 году стала сенсацией. Но, к сожалению, государственные чиновники им не заинтересовались, поэтому сбыт предпринимателям пришлось налаживать сбыт собственными силами. В 1897 году в газете «Новое время» появилось рекламное объявление: «Завод Е.А. Яковлева предлагает самодвижущиеся экипажи с быстрым выполнением заказов и по умеренным ценам». Сейчас уже невозможно установить, сколько автомобилей тогда было продано. Однако можно сказать с уверенностью одно: конструкция Яковлева-Фрезе была создана именно как серийный, коммерческий автомобиль и пользовалась спросом.