У вас есть вопрос?
меню

Финомбудсмен рассудит водителей и страховщиков

27 июня 2019 2490

С 1 июня в России начал действовать новый порядок досудебного урегулирования споров потребителей со страховыми компаниями по договорам ОСАГО и КАСКО. Теперь физлица в случае не согласия с действиями страховой компании прежде чем идти в суд должны обращаться к специальному финансовому уполномоченному. Это не отдельный человек, а целая служба, которая попробует стать посредником в переговорах между водителями и страховщиками.

Как это работает

Теперь по закону нельзя просто так подать на страховую компанию в суд, когда она откажет в жалобе автовладельца (это законодательно установленный первый этап споров). Нужно еще раз попробовать уладить дело миром, обратившись к финомбудсмену. Для обращений есть определенные ограничения, уполномоченный будет рассматривать дела только в том случае если сумма претензий к страховщику не превышает 500 тысяч рублей, страховой случай произошел не более чем три года назад, и в данный момент по этому вопросу нет судебного разбирательства (это оговорка для дел, которые начались до 1 июня). Закон предусматривает возможность как самостоятельного обращения, так и через представителя (читай автоюриста).

Подать жалобу очень просто. Или в электронном виде на сайте самого омбудсмена, или в традиционном бумажном, выслав документы с помощью обычного письма почтой. Обращения держателей полиса рассматриваются в течение 15 дней, представителей – до 30. В случае проведения экспертизы срок может быть продлен не более чем на десять рабочих дней.

Решения омбудсмена обязательны для исполнения страховыми компаниями, более того, если страховщик не выполняет финансовые требования, то потерпевший получает удостоверение,  аналог исполнительного листа, с помощью которого причитающееся можно взыскать через судебного пристава. Правда, омбудсмен не является истиной в последней инстанции, его решения можно обжаловать в суде, причем сделать это могут как автомобилист, так и страховая компания.

Цена вопроса

Наиболее интересным моментом является вопрос оплаты услуг финомбудсмена. Эта служба хоть и государственная (самого омбудсмена назначает ЦБ РФ), но работает на самоокупаемости. С оплатой услуг омбудсмена сделано хитро.

Держатель полиса может обратиться к финансовому уполномоченному совершенно бесплатно, а вот с его представителя возьмут 15 тысяч рублей за каждое обращение, причем именно в момент обращения и независимо от результатов. Для страховых компаний тарифы еще интереснее. Если омбудсмен признает требования водителя необоснованными, то страховая компания не платит за рассмотрение, но если вердикт будет в пользу автовладельца, то услуги по разбирательству отплачивает страховая компания. А это 45 тысяч рублей. При этом предусмотрено стимулирование – если страховая признает вину в процессе разбора, то сможет сэкономить: в зависимости от того, на какой стадии будет закрыто дело, оплата услуг омбудсмена будет колебаться от 7 до 30 тысяч рублей.

Столь мудреная система оплаты придумана не просто так. С одной стороны вводится планка для того, чтобы водители сами отстаивали свои права, а не продавали их автоюристам, с другой стороны, для страховых компаний предусмотрен финансовый стимул быстрее решать дело и не затягивать с выплатами.

Чего ожидать

Как заработает служба омбудсмена и что принесет рядовым водителям пока загадка. С одной стороны, законодательство усложняет судебные разбирательства со страховой компанией. Раньше можно было сразу подавать в суд, а теперь это только третий этап возможного спора. С другой стороны, основная задача внедрения нового института – предоставить водителям быстрый, бесплатный и независимый инструмент защиты своих прав, читай вообще обойтись без судов. Еще авторам закона хотелось бы исключить из разбирательств автоюристов, которые хорошо встроились в систему противостояния водителей и страховых компаний и неплохо на этом зарабатывают.

Однако в успехи на этом поприще мы не особо верим. Да, для юристов введена «комиссия» в 15 тысяч рублей, но скорее они просто увеличат гонорары, чем откажутся от посредничества.

Страховые компании к появлению омбудсмена отнеслись скорее отрицательно. С одной стороны, новый инструмент может удешевить процесс споров, поскольку омбудсмен не взыскивает штрафы и судебные расходы, как это делают автоюристы, с другой стороны, ставки взносов для страховых компаний немалые, ведь фактически именно они и оплачивают деятельности финомбудсмена. А еще страховым придется платить омбудсмену даже если они обжаловали его решения в суде, что выглядит немного странно.

Пока система работает меньше месяца и делать выводы о том, как омбудсмен изменил систему взаимоотношений водителей и страховых компаний, пока рано. Однако ожидания  скорее положительные. В отличие от судебного разбирательства для обычного водителя обращение к омбудсмену бесплатно, не требует юридической помощи и может сподвигнуть страховую компанию к быстрому решению спора, а что еще нужно добросовестному водителю, которые хочет не нажиться, а просто получить справедливую компенсацию? В любом случае стоит попробовать, тем более что теперь этого требует закон.

Источник: www.avto25.ru Дата: 27 июня 2019 Автор: Александр Нечаев https://www.avto25.ru/news/avtolikbez/2019/06/27/39551.html
RSS

Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть