Безопасность зимой – шипы или липучка?
Мы не станем спорить с мнением, что эта тема – ежегодный зимний «баян», который озадачивает автомобилистов, едущих на рынок за новыми покрышками. Лучше, конечно, если это делается в октябре-ноябре, когда на Юге России только начинает холодать. Но, к сожалению, приходится констатировать факт, что большинство наших водителей начинают «чесаться» по поводу собственной и общественной безопасности только после первых серьезных снегопадов. У многих в качестве оправдания в рукаве имеется рассказ об экономической составляющей вопроса.
Иные оправдывают свое бездействие недостатком времени. И тех и других в первые же дни зимы мы обычно видим занятыми старательным натиранием льда колесами своих автомобилей. Их же, по большей части, можно винить в многокилометровых пробках на улицах и трассах, возникающих при первых же морозах. Вот, чтобы не случалось коллапсов, чтобы люди каждый год вовремя вспоминали о своих обязанностях, мы и пишем эту статью. Шипованные шины, обеспечивающие весьма комфортное перемещение по сложным дорожным покрытиям, представляющим опасность в холодное время года? Или же липучка резина, способная выдерживать нагрузки межсезонья, отлично страхующая от погодных неожиданностей, не редких в указанном регионе?

Начнем с того, что дадим определение объектам исследования. Если понятие «шины зимние шипованные» говорит само за себя – это покрышки с торчащими на 1,2 мм над протектором шипами, то словосочетание «зимние шины нешипованные» - вызывает сомнение и вопросы. Их называют «липучками» за принцип работы – эта резина более мягкая, с особенным протектором, который имеет большое количество бороздок, способных отводить воду, а также впитывать с поверхности дороги влагу и таким образом «прилипать» к ней.
Последние тесты нешипованых шин показали интересную картину – оказывается этот вариант зимней резины лучше подходит и для суровой зимы. Исследователи выяснили, что кроме известных всем плюсов (более качественного сцепления с асфальтом, большей комфортности, чем у шипов, а так же долговечности) этот вариант хорош еще и при температурах ниже -15о. То есть, липучка резина достигла такого уровня развития, что обеспечивает лучшее сцепление с дорогой, когда под колесами замерзшая снежная каша или рыхлый снег. Напротив тест зимних шипованных шин доказал их превосходство при температуре от 0о до -15о. Здесь в плюс идет способность «вгрызаться» в твердую поверхность, в том числе при ясной погоде в гладкий подтаявший лед, который может быть даже опасен для автомобилей, на которых стоит лучшая резина липучка.

Получается парадокс – вроде бы нешипованная резина выгодна водителям Юга России экономически, ведь ее можно использовать на пару сезонов дольше, чем шипованные шины, да и не всегда нынче зимы здесь в регионе требуют езды по снегу, чаще это подмороженный асфальт, а в те пару недель, что обычно стоят морозы многие и вовсе предпочитают общественный транспорт. Однако оказывается, что в случае суровой, по местным меркам, зимы, когда стоят десятиградусные морозы и частенько выдаются дни с плюсовой температурой, шипы обеспечивают спокойное торможение на быстро меняющем свои качества дорожном покрытии. Так какая, резина – шипованная или липучка, лучше? Ответ на этот вопрос каждый найдет сам для себя. Стоит подбирать шины так, чтобы они соответствовали обстоятельствам и вашим планам на холодное время года.
Шипованные зимние шины
Достоинства:
- Подходят водителям с небольшим опытом;
- Преимущества на гладком льду, в т.ч. быстрый набор скорости.
Недостатки:
- Много шума;
- Портят дорожное покрытие;
- Срок эксплуатации 2-4 сезона, в зависимости от качества: портятся при резких разгонах и торможениях, особенно при плюсовой температуре;
- Бесполезны при очень низких или очень высоких зимних температурах;
- Увеличенный расход топлива.
Липучка
Достоинства:
- Не хуже, а иногда даже лучше, шипов показывают себя на снегу;
- Подходят опытным водителям, поскольку позволяют более сложные маневры;
- Менее шумные;
- Более экономичные в плане расхода топлива;
Недостатки:
- Не уверенно тормозят на гладком льду;
- Желательно иметь в автомобиле системы ABS и ESP для их оптимального применения.
Получается, что нешипованные шины будут оптимальным выбором для жителей городов, таких как Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, а также региона Кавказских Минеральных Вод, где можно уповать на коммунальные службы и всю зиму кататься только по посыпанному льду или свежему только выпавшему снегу. В более мелких населенных пунктах, где дороги либо вообще не чистят, либо делают это редко, да и температура чаще держится в районе 10°, для езды лучше шипованная резина. Ну а какую именно марку и модель зимних покрышек для себя подобрать мы недавно рассказывали в нашем ТОП-5.