Как не стать участником «живого щита»
Самая громкая автоистория, всколыхнувшая всю страну, случилась во Владимирской области. Сотрудники ГИБДД дабы остановить нарушителя выстроили перед ним заслон из автомобилей, в которых находились люди. На видео, которое стало популярным в соцсетях, видно, что инспекторы перекрывают участок трассы М-7 «Волга», причем легковые автомобили они отодвигают в сторону, стараясь сделать заслон из внедорожников и кроссоверов.
Что было
Машину нарушителя удалось остановить лишь благодаря тому, что гонщик протаранил выставленный в качестве «живого щита» гражданский автомобиль, где находился ребенок. Это препятствие оказалось напрасным: когда полицейские подошли к автомобилю нарушителя и захотели его открыть, водитель резко нажал на газ и вновь попытался скрыться. Всего из-за действий нарушителя оказались разбиты четыре машины.
Использование «живых щитов» в России запрещено официально. Из-за резонанса руководство МВД России направило во Владимир комиссию, которая изучит обстоятельства перекрытия дороги с помощью частных автомобилей. Возможно, кого-то накажут, но вряд ли от этого станет легче тем, кого подбил летчик-таксист на Rapid.
По закону
Несмотря на то, что это далеко не первый случай применения «живого щита», такая мера никогда официально не входила в арсенал ГИБДД. В административном регламенте ГИБДД, который подробно прописывает действия инспекторов во всех возможных ситуациях, механизм принудительной остановки нарушителя сотрудниками ГАИ прописан детально. Так, принудительная остановка может осуществляться следующим образом:
- с применением специальных средств принудительной остановки транспорта (шипов, барьеров);
- посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог сигналами светофора или регулировщика;
- посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами;
- посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей;
- с использованием огнестрельного оружия.
Ни специальными средствами, ни огнестрельным оружием гаишники не пользовались. Грузовые или патрульные машины на проезжей части не расставили... А ведь все происходило на стационарном посту, где, по идее, есть специальное оборудование для блокирования проезда и много патрульных машин. По свидетельствам очевидцев, металлические конструкции были плотно засыпаны слежавшимся снегом и воспользоваться ими никто даже не попытался, а служебные автомобили владимирские гаишники ставить щитом не захотели, они решили поставить чужие машины. Не свое – не жалко.
Кроме того, немалую часть пути преследуемый проделал по отрезку трассы М7, который проходит внутри Владимира. Там сейчас ведутся ремонтные работы — стоят бетонные блоки и строительная техника. Однако преградить путь беглецу никто не догадался.
Что касается «шипов», то на службе российской полиции такие тоже есть! Это изделия «Диана» и «Ёж», а также перспективная «Барракуда». И в здании управления ГИБДД, мимо которого пронёсся неуловимый нарушитель, шипованных лент не могло не быть.
Что делать
Выводы из истории еще сделают, но многие автовладельцы забеспокоились и задались вопросом: можно ли как-то отказаться от участия в «живом щите», если вдруг попадешь в подобную историю. Ситуация спорная. С одной стороны, требование об остановке транспортного средства подается сотрудником ДПС при помощи громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство — это пункт 6.11 ПДД. При этом водитель должен остановиться, как написано в законе, «в указанном ему месте».
Однако никакого наказания за то, если водитель припаркуется на обочине, а не там где ему показали, не предусмотрено. С юридической точки зрения это будет крайне сложно обосновать. Так что, если сотрудник ГИБДД вас останавливает и показывает куда встать, остановиться нужно, а вот место для парковки выбрать самостоятельно. Желательно на обочине, вне траектории возможного беглеца. При этом эксперты единогласно рекомендуют покинуть авто – для безопасности. Уезжать в такой ситуации не нужно: согласно ч. 2 ст. 12.25
Кодекса об административных правонарушениях, штраф за «невыполнение законного требования сотрудника полиции [... ] об остановке транспортного средства» составит от 500 до 800 рублей. И это сложно будет оспорить, даже при наличии подозрений.
Чем закончится
Какие итоги будут у владимирского инцидента пока неясно, многое зависит от результатов расследования комиссии. В российской истории уже были две аналогичные ситуации, которые закончились по-разному.
В 2010 году сотрудники ДПС остановили поток машин на МКАД между Щелковским и Ярославским шоссе и начали выставлять гражданские автомобили так, чтобы перекрыть движение. Это потребовалось чтобы задержать воров на «Ауди». Но их машина прорвалась через заграждение и скрылась. В итоге командир 1-го спецполка ДПС лишился должности, а инспектор ГИБДД, участвовавший в организации перекрытия, получил год колонии. Машины пострадавших были отремонтированы за счет столичной Госавтоинспекции.
Другой случай произошел также на МКАД уже в 2014 году. Тоже ловили лихача на «Ауди». Инспектор остановил поток машин. Нарушитель начал таранить стоящие вокруг автомобили и вырвался на оперативный простор. После чего припарковался и скрылся в лесополосе уже пешком. Было оформлено восемь протоколов о ДТП с неизвестным лицом. В этой ситуации никто из остановленных водителей никаких компенсаций на ремонт не получил, кроме тех, кто был застрахован по КАСКО.
В любом случае ситуация с «живым щитом» показала, что квалификация российских гаишников очень низкая. Задерживать нарушителей они могут только с помощью гражданских машин. Если вы попали в подобную ситуацию, то лучше всячески противиться к этому – припарковаться где-то в стороне и думать про свою безопасность. А дорогу гаишники пусть своими машинами перекрывают.