У вас есть вопрос?

Штраф с камеры за непропуск пешехода – как это работает

27 января 2019 21156

Камеры, которые могут автоматически штрафовать водителей на нерегулируемых пешеходных переходах, не новинка. Их в порядке эксперимента стали использовать еще пару лет назад. Видимо, эксперимент получился удачным, ибо в скором времени центры видеофиксации планируют значительно увеличить количество таких камер.

Водителей это пугает. Чем больше камер, тем больше шансов попасться, но конкретно эти еще смущают и не очень понятным принципом работы. Скорость, например, абсолютное понятие, ты или превысил, или нет. Проезд на красный свет – тоже (или проехал, или не проехал), то вот с пропуском или не пропуском пешехода дело неоднозначное, это ведь во многом оценочное понятие. А как бездушный механизм камеры будет давать оценки? Мы попытались разобраться в этом вопросе.

 

Юридический аспект

Первая проблема связана даже не с камерами. Сегодня в России такие ПДД, что даже обычному человеку иногда трудно сказать было ли нарушение или нет. Давайте почитаем правила.

Пункт 14.1 гласит: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода». Теперь смотрим как трактуется понятие «уступить дорогу». Это есть в пункте 1.2 – «Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».

Казалось бы, все ясно, если пешеход не остановился и не изменил траекторию из-за автомобиля, то факта нарушений правила не было. Но к этой мысли ГИБДД и водители пришли не сразу. Конфликтных ситуаций в этом вопросе становится в последние годы меньше и на дорогах наблюдается консенсус в общем трактовании правил: если автомобиль вынудил пешехода изменить скорость движения или траекторию, то нарушение есть, если же пешеход не менял скорость движения или траекторию, то нарушения со стороны водителя нет. Но смогут ли это понимать камеры? Изучим оба комплекса, которые будут контролировать это нарушение.

 

Просчитать все

Первый комплекс называется «Автоураган». Он умеет автоматически определять появление пешехода у края проезжей части и отслеживает его перемещение на протяжении всего времени, пока он переходит дорогу. Считывает автоматика и движение автомобилей.

Комплекс измеряет скорость движения ТС, траектории движения ТС, а также взаимное положение ТС и пешехода относительно предполагаемой точки пересечения их траекторий. Если между идущим пешеходом и траекторией следования автомобиля в момент пересечения зебры остается менее одной полосы для движения, камера выпишет штраф. Водителю нужно будет постоянно просчитывать как свою траекторию, так и траекторию пешеходов, что бы не получить штрафную квитанцию.

То есть, если вы на шестиполосной дороге едете в левом ряду, а от обочины в это время начал движение пешеход это не страшно, а вот если он уже успел дойти до середины дороги – то штраф будет. Еще это фактически означает, что, как только на четырехполосной дороге (две туда, две обратно) пешеход вступил на пешеходный переход с вашей стороны, нужно тормозить. Нам кажется, что трактовка правил получилась весьма сомнительная, но хотя бы понятно откуда ждать подвох.

Про другой радар, который называется «Ольвия», информации меньше. Известно, что он фиксирует все транспортные средства в зоне контроля, измеряет их скорость, анализирует траектории движения машин и пешеходов, а за измерение скорости отвечает уникальный многоцелевой радар. Комплекс состоит из измерительного модуля и обзорной видеокамеры, которая обеспечивает дополнительные доказательства правонарушения, фиксируя обстановку в зоне контроля со стороны водителя.

Конкретных алгоритмов как будет определяться нарушение производитель не раскрывает, зато известно, что камера будет делать не одну, а ряд фотографий с разных точек. Это должно помочь в определении нарушения инспекторам, да и для водителя может стать спасением – в случае чего по этим же фотографиям можно будет доказать, что не нарушал. Этот прибор как бы напоминает, что штрафы фиксирует автоматика, но выписывают инспектора ГИБДД, которые обрабатывают данные. Камеры только записывают данные, интерпретация должна быть на людях. Если вы с нарушением не согласны, то штраф с такой камеры можно оспорить, как и любую другую квитанцию.

 

Трудные случаи

Увы, но даже четкая регламентация и следование правилам не всегда помогает решать проблемы. Во многих городах России существует множество нерегулируемых переходов, по которым идет нескончаемый людской поток. В итоге начинает работать принцип поочередного прохода и проезда через такие участки. Пешеходы, несмотря на наличие у них преимущества, останавливаются и пропускают автомобили, потом автомобили пропускают пешеходов, и это позволяет участку хоть как-то двигаться. В случае установки у подобного перехода камеры фотовидеофиксации нарушений его без штрафа не проехать.

А еще есть пробки, но с ними легче. Тут можно просто не заезжать на разметку пешеходного перехода. Ведь может оказаться, что вы заехали на зебру, когда там никого не было, встали, а потом на ней появились пешеходы, которые были вынуждены обойти ваш автомобиль. Камера зафиксирует подобный инцидент как нарушение ПДД, ведь по формальным признакам все сходится.

Контроль за другими нарушениями показал эффективность камер, вот только нарушения, которые можно оценивать формально, уже кончились, теперь камеры вторгаются в систему оценочных суждений. А вот тут возможны проблемы. Делать свои прогнозы мы поостережемся, ибо не знаем, насколько адекватно в реальности будут такие камеры работать. В любом случае, водителям стоит быть внимательным и пропускать пешеходов, даже если камер на пешеходном переходе нет.

 

 
Источник: www.avto25.ru Дата: 27 января 2019 Автор: Александр Нечаев https://www.avto25.ru/news/articles/2019/01/27/38886.html
RSS

Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть