У вас есть вопрос?
меню

Насколько подорожало ОСАГО по новой реформе

12 января 2019 4908

9 января 2019 года для российских водителей увеличены цены на обязательное страхование автогражданской ответственности. Реформа позиционируется не как подорожание, а как «расширение тарифного коридора». Да, чисто теоретически цена может стать ниже, но надеяться на это наивно: раз страховым компаниям разрешили увеличить тариф, то они обязательно этим воспользуются.

Нас во всей этой истории заинтересовал не сам факт повышения, в конце концов, все дорожает, инфляция и так далее, а механизм, с помощью которого реформа была проведена. Центробанк, который регулирует сферу, не просто повысил цены, а сделал это с особым цинизмом, не дав водителям шанса купить полисы по старым ценам.

Обман под выходные

Сначала предыстория. Реформа ОСАГО в ее нынешнем виде была презентована еще летом 2018 года. В ЦБ рассказывали, что новые тарифы заработают в сентябре прошлого года, но потом включили заднюю, якобы чтобы обсудить вопрос с правительством. Обсуждать было что, ведь  судя по статистике выручка страховых компаний и со старыми тарифами уверенно росла, возросла и прибыль. Как в такой ситуации объяснить простым водителям, что цены нужно увеличивать? В общем, повисла пауза, но все эксперты признавали, что старые тарифы потерпели бы еще год-другой без особого ущерба страховой системе.

Казалось, что в Центробанке тоже так считают, а следующий сеанс разговоров о реформе будет в конце 2019 года. Однако 29 декабря 2018 года Центробанк опубликовал у себя на сайте о вступлении новых правил расчета ОСАГО. Этим он поставил в ступор автовладельцев, ведь по закону, решение вступает в силу через 10 дней после опубликования, а 29 декабря было последним рабочий днем перед длинными выходными.

Цинизм и издевка тут видна невооруженным глазом. Если бы Центробанк опубликовал решение не перед выходными, то у российских автовладельцев было целых 10 дней застраховаться по старым тарифам. Правила разрешают купить полис за два месяца до начала его действия. Всем, кому страховаться нужно в ближайшие 60 дней, могли бы сэкономить, но ЦБ лишил россиян такой возможности: сразу после публикации решения офисы страховых компаний закрылись на выходные, а открылись 9 января уже с новыми «ценниками».

Казалось бы есть же электронное ОСАГО, ведь сайты работают круглосуточно и без перерывов на выходные? Однако для покупки полиса нужно получить диагностическую карту, а пункты техосмотра тоже отдыхали с 30 декабря по 8 января. Авторы реформы все предусмотрели, чтобы никто не смог сэкономить.

Как бы конкуренция

С «удачно» выбранным временем реформы разобрались, теперь смотрим, как сильно подорожает полис? Раньше страховые компании могли для расчетов использовать базовую цену в диапазоне от 3432 до 4118 рублей. Правда, диапазона никакого и не было – все СК единогласно работали с максимальной ценой 4118 рублей. Зачем снижать цену и конкурировать если ОСАГО обязательное и водителям все равно покупать страховку? Ставим максимум! Теперь по бумагам ценовой коридор будет от 2746 до 4942 рублей. Значит что? У страховых компаний других базовых цен кроме 4942 рубля не будет. Разница между 4942 и 4118 рублей – 20%, именно настолько вырастет стоимость полиса для конкретного водителя с учетом всех коэффициентов. При прочих равных если в 2018 году вы платили за страховку 5000 рублей, то в 2019 будете 6000 рублей. Это не считая коэффициентов.

С коэффициентами этими, правда, тоже не все так просто. Центробанк решил усложнить систему надбавок за стаж и возраст. Раньше было всего 4 варианта – молодые (возраст до 23 лет) и/или неопытные водители (стаж менее 3 лет) доплачивали от 60 до 80 процентов к цене страховки, у остальных водителей коэффициент был 1 и ни на что не влиял. Дифференциация слабенькая, зато все просто и легко рассчитать. Теперь вводится аж 58 вариантов коэффициентов и с ними черт голову сломит. Для начинающих молодых водителей ввели надбавку 1,87 (они будут платить больше на 7% по сравнению со старыми расчетами), зато появился и коэффициент 0,93 – считай скидка 7% для пенсионеров (коэффициент получат водители старше 59 лет со стажем более 3 лет). Это уже немного спорно. Конечно, дать финансовую поблажка для пенсионеров с социальной точки зрения понятна, это вроде бы льгота такая, но утверждать, что у 60-летнего водителя со стажем 5-7 лет меньше шансов попасть в ДТП, чем у 40-летнего со стажем 20 лет как-то странно, а по новой реформе получается именно так.

Ко всему прочему подорожала и открытая страховка, когда автомобилем разрешено управлять любому водителю. Она, как и для самых молодых, теперь будет идти с коэффициентом 1,87.

1,87 и 0,93 это крайние значения, все остальные категории шоферов плавно расписаны среди них. Кому-то они повысят стоимость страховки, кому-то понизят. Про справедливость коэффициентов еще погорим как-нибудь, но то, что самому рассчитать стоимость полиса будет сложнее – это факт. На момент написания статьи точных коэффициентов для разных водителей мы не смогли найти даже на сайте РСА.

Единый КБМ

Однако есть в новой реформе и хорошие новости. Наконец-то Центробанк решил навести порядок с коэффициентом бонус-малус. Раньше он рассчитывался по каждому полису отдельно, и у водителя, который вписан в полисы на несколько авто, была каша в базе данных.

Теперь решено – водителю присваивается единый КБМ, а перерасчет (добавление новой скидки за безаварийный год или, наоборот, увеличение стоимости за аварию по своей вине) будет происходить 1 апреля каждого года. Первый раз это случится 1 апреля 2019 года, на эту дату каждому водителю будет присвоен минимальный КБМ из всех, что имеются в базе.

А еще новая система расчета КБМ сохраняет за водителем страховую историю. Раньше если один год не страховаться, то все накопленные бонусы «сгорали», покупать страховку нужно было с коэффициентом 1. Не очень понятно, с чего бы это вдруг, ведь водитель уже доказал, что может ездить без аварий, пусть у него и был перерыв. Теперь накопленный как хороший, так и плохой коэффициент будут сохраняться, даже если был перерыв в страховании.

Что дальше

В этой статье мы рассказали про изменения, которые уже вступили в силу. Но ожидается, что реформа ОСАГО на этом не закончится. Уже к концу 2019 года Минфин планируется отказаться от начисления коэффициента мощности. Это действительно странный коэффициент. По его логике машина с более мощным мотором нанес ущерб серьезнее, чем с более слабым. С чего бы вдруг?! Пока коэффициент мощности выглядит скорее как налог на богатых. Купил мощную машину – плати больше.

В 2020 году поговаривают об отмене территориального коэффициента, чтобы жители всех субъектов федерации платили одинаково. Но с ним не все так просто, над отменой этого коэффициента еще нужно подумать.

Пока же стоимость ОСАГО повысили и, воспользовавшись выходными, даже не дали водителям напоследок купить полис по старым ценам.

Увы, но нужно признать, что это повышение никак не скажется на качестве работы системы. Платить мы будем больше, но уже знакомые проблемы останутся – заниженные выплат и отвратительное обслуживание. Может, пора бы уже действовать как в Европе – цены на страховку повышать, но и качество подтягивать?

Источник: www.avto25.ru Дата: 12 января 2019 Автор: Александр Нечаев Автор фотографий: kommersant.ru https://www.avto25.ru/news/articles/2019/01/12/38795.html
RSS
Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть