Когда можно заменить бракованный автомобиль
Худо-бедно, но в России прижилась цивилизованная практика ремонтировать автомобили по гарантии. Еще не редки конфликтные ситуации, когда владельцы и салоны никак не могут прийти к единому выводу должен ли автомобиль ремонтироваться бесплатно или нет, но большинство участников гарантийного ремонта все-таки уже имеет четкие ориентиры – в каких ситуациях на бесплатный ремонт стоит рассчитывать, а в каких нет. А вот с заменой неисправного автомобиля по-прежнему все сложно.
С одной стороны любая машина – товар, поэтому на нее распространяются все требования законов, защищающих права потребителей. С другой стороны, для сложных технических изделий (а автомобили более чем подходят под такую формулировку) в законе есть ряд ограничений. Четко провести критерии, когда дилер должен машину ремонтировать, а когда заменить – нет, по понемногу такие границы устанавливаются. В этом помогает Верховный суд, который создает важные прецеденты. Недавно в список таких прецедентов попало еще два дела, о которых мы не можем не рассказать.
Успеть за 15 дней
Суть первого дела вот в чем. Некий гражданин купил автомобиль. Однако в течение 15 дней у машины были выявлены недостатки. Тогда он обратился в автосалон с требованием либо поменять ему машину на качественную, либо расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги. Однако автосалон отказался пойти ему навстречу. Начались суды.
Суд первой инстанции назначил автотехническую экспертизу, которая выявила некоторые из указанных недостатков и установила, что они были следствием сборки автомобиля на заводе.
Суд решил дело в пользу автовладельца. Но апелляционная инстанция посчитала иначе. Она сослалась на то, что часть недостатков не была выявлена экспертами, а те, которые были выявлены, дилер устранил по гарантии. Кроме того, суд посчитал сами недостатки несущественными и не мешающими нормальной эксплуатации автомобиля. А значит никакой замены машины.
Однако Верховный суд встал на сторону автовладельца. Он указал, что согласно статье 18 закона о защите прав потребителей в случае обнаружения недостатков в течение 15 дней с момента передачи автомобиля покупателю тот имеет право требовать его замены либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных денег. Причем неважно, насколько существенен недостаток и готов или не готов дилер его устранить. Главное, уложиться в 15 дней.
Это серьезно меняет дело, раньше дилеры очень неохотно возвращали деньги за машины даже если у них были серьезные проблемы, теперь у автовладельцев есть понимание, что это можно и нужно требовать и есть серьезные аргументы в виде прецедента.
Слишком долгий ремонт
Не все знают, но на автомобили распространяется и другое правило – о необходимости замены в случае долгого ремонта. Об этом еще раз напомнил Верховный суд, разбирая другое дело. В нем у истца новая машина постоянно ломалась. Дилер устранял поломку, но выходило из строя что-то другое, дилер это чинил, и так далее. В итоге более 30 дней в течение каждого года двухгодичного гарантийного срока владелец не смог пользоваться машиной. А однажды ремонт затянулся более чем на 45 дней. А это по закону о защите прав потребителей максимальный срок устранения недостатков. Салон менять автомобиль отказался и снова начались суды.
Однако суд первой инстанции, а потом и апелляционный отказали владельцу в иске к автосалону. Они посчитали, что в течение первого года гарантии он не мог пользоваться автомобилем лишь 27 дней. Трехдневный срок доставки машины эвакуатором в сервис, а также трехдневный период ожидания возврата отремонтированного автомобиля суды не включили в этот период.
А что касается второго гарантийного года, то тут отказ мотивировался тем, что владелец дважды самостоятельно обращался в авторизированный сервисный центр в Норвегии. Его нет в перечне дилеров, уполномоченных ремонтировать проданные российским представительством марки автомобили.
Верховный суд указал, что срок доставки автомобиля в сервис, а также срок проезда покупателя в сервис за автомобилем тоже должны входить в период, в течение которого покупатель не может использовать товар из-за устранения его недостатков. Также Верховный суд не согласился с тем, что ремонт автомобиля в сервисном центре иностранного государства не учитывается при решении вопроса о расторжении договора – на машины предоставляется международная гарантия, и если ремонтироваться у «официала», то все равно в какой стране. Так что это дело было отправлено на повторное рассмотрение, но уже с высокой вероятностью для истца все-таки заменить автомобиль.
Для автовладельцев важно понимать, что описанные в статье случаи – это не лазейка для хитрецов, которые хотят попользоваться новой машиной и ее вернуть, а законный способ защиты собственных прав, что гарантия – это не ремонт всех подряд поломок, а устранение технического брака производителя. Но если машина попалась с дефектами, то можно и нужно пользоваться всеми законами, чтобы вернуть некачественный экземпляр. В конце концов, новые машины потому и стоят так дорого, что у них есть гарантия.