За отсутствие техосмотра – штраф 2000 рублей
На этой неделе все снова вспомнили о техосмотре. И не случайно – правительство внесло в Госдуму законопроект, предполагающий его масштабную реформу. Слухи такие ходили еще с начала года, но чиновники раскачались только сейчас. Основная цель – исключить практику покупки документов о ТО водителями без предоставления машины на проверку. Цель вроде и благая, но как обычно не обошлось без нюансов, которые могут все испортить. В этом материале Авто25.ру подготовил полный обзор грядущей реформы.
Сразу оговоримся, что это пока только проект, предложенный Госдуме, но практика российского законотворчества показывает, что все предложенное правительством в Думе принимают на ура.
Для водителей
В ст. 12.15 КоАП должен появиться новый штраф для водителей в 2 тысяч рублей за управление автомобилем, не прошедшим техосмотр.
Его может фиксировать как инспектор, так и камеры видеоконтроля. На этом плохие новости для водителей не заканчиваются. Согласно поправкам к закону «Об ОСАГО», если водитель, у которого кончилось действие диагностической карты, попал в ДТП и при этом установлено, что авария произошла из-за неисправности автомобиля, страховщик сможет подать к нему регрессный иск. Учитывая работу страховых компаний, «может подать» в данной ситуации нужно читать как «обязательно подаст».
Есть и хороший нюанс. В правительстве сделали оговорку, что наказывать водителей за отсутствие техосмотра можно не чаще чем раз в сутки. Камер-то много, иначе на день можно было накатать на несколько сотен тысяч рублей штрафов.
Для операторов
Процедура осмотра теперь снова будет сниматься на видео (помните, это уже как-то пробовали вводить?). Ролики с указанием времени ТО будут тут же передаваться в единую базу данных технического осмотра. При перебоях с электричеством или подключением к интернету оператор должен составить соответствующий акт и передать данные в течение суток.
Еще из нового – диагностическая карта по итогам техосмотра будет оформляться только в электронном виде, бумажный вариант уходит в прошлое. За оформление карты на автомобиль, который не приезжал на техосмотр, в КоАП вводится штраф до 20 тыс. руб. для должностных лиц и до 500 тыс. руб. – для юрлиц. За проведение техосмотра компанией, не имеющей аккредитации, вводится ответственность по ст. 171 УК «Незаконное предпринимательство» (максимальное наказание – лишение свободы на срок до пяти лет).
Чтобы бороться с липовыми техосмотрами предполагается доступ к базе данных разрешить только через электронную квалифицированную подпись оператора. Ну-ну, посмотрим.
Для ГИБДД
Госавтоинспекция снова возвращается в сферу техосмотра. Именно в ГАИ будут контролировать работу операторов. Госавтоинспекция будет проводить внеплановые проверки по жалобам автовладельцев или по требованиям прокуратуры. Не очень понятно, правда, что это за проверки такие будут – на качество обслуживания или на квалифицированность осмотра. Сдается нам, в ГИБДД особо ничего проверять не станут – у них и так дел хватает.
Любопытно, что у ГАИ будет только функция контроля – аккредитацией операторов займется Российский союз автостраховщиков (РСА). И это более «хлебная» роль, ведь с учетом жесткого контроля спрос на услуги техосмотра сильно вырастет, а, значит, за право его проводить можно будет брать хороший куш.
Мнения
Очень интересно читать отзывы о новой реформе. Страховщики и представители полиции полностью «за» (еще бы, денежные реки, считай, повернули в их сторону), а вот среди водителей и автоэкспертов больше преобладает скепсис. И аргументы одинаковые – все предложенное мы уже проходили.
Техосмотр на камеру? Было уже, приехал на пункт, засветил машину в кадре и можно ничего не проходить.
Штрафы для отсутствие техосмотра? Было уже, водители обзаведутся корочками, штампиками, отметками в базе и будут ездить дальше. Просто заплатить за техосмотр нужно будет больше чем сегодня.
Привязка техосмотра к ОСАГО и контроль от РСА? Было уже, страховым компаниям вообще техосмотр побоку, им нужно продать страховку, причем желательно втридорога. Не отказывать же желающим платить из-за такого «пустяка», как отсутствие техосмотра.
Контроль со стороны ГИБДД? Ну, это вообще классика. У ГАИ большой опыт оказывания «коммерческих» услуг населению – все мы помним, что во время полицейского контроля никаких проблем с покупкой техосмотра не было. Почему что-то должно измениться?
Довольно очевидно, что сегодня техосмотр в России это профанация, толку от него нет, зато для водителей он необременителен (даже если не хочется проходить самому, отдал 500-700 рублей и никаких проблем). По предложенной реформе, техосмотр не обретет свою суть, просто для водителей он станет дороже и проблемнее. Нужна ли такая реформа? Уважаемые читатели, как вы думаете?