У вас есть вопрос?

Что делать если попал в ДТП с водителем, у которого нет ОСАГО

29 июня 2018 7992

По разным оценкам сегодня в России около 3 миллионов водителей не имеет полиса обязательного страхования автогражданской ответственности и их число растет из года в год. Кто-то вообще ездит без документов, кто-то покупает фальшивую бумажку, с помощью которой можно обмануть инспектора ГИБДД, но которая в случае аварии не поможет. При этом они периодически попадают в ДТП, но из-за отсутствия полиса законодательство в сфере ОСАГО на них уже не распространяется. А что делать, если добропорядочный автовладелец попал в ДТП именно с таким водителем? Кто и как должен компенсировать ущерб? Авто25.ру разобрался в ситуации.


Назад в будущее?

Если у виновного в ДТП нет ОСАГО, то идти за компенсацией в свою страховую компанию потерпевшему бессмысленно – механизм прямого возмещения затрат страховщика требует наличия другой страховой компании, связанной с виновным договором. Напрямую у виновного СК деньги отсудить не может, это прерогатива только потерпевшего. То есть, несмотря на наличие у потерпевшего полиса, разбираться с виновным он должен в частном порядке.

В принципе, оформление ДТП, в котором у виновного нет страховки, и все вопросы компенсации в таком случае принципиально не отличаются от того, что было в нашей стране в «девяностые», до введения ОСАГО. И в таком «возвращении к истокам» нет ничего хорошего. Обязательное страхование появилось в нашей стране не случайно, оно помогло почти ликвидировать распространенные в 90-е годы криминальные методы решения споров об ущербе и значительно сократило количество ситуаций, когда пострадавший остается без компенсации. Теперь все это из-за бойкотирования системы страхования возвращается в российскую автопрактику.

Если повреждение мелкое, то можно попробовать договориться на месте. У виновного без полиса есть в этом стимул, потому что тогда он избежит штрафа в 800 рублей, на которые ему обязательно выпишут протокол за отсутствие ОСАГО. «Договор на месте» не стоит путать с европротоколом. Европротокол это оформление ДТП, а тут будет считаться, что аварии никакой не было, а водители обменялись расписками, что претензий друг к другу не имеют.

Кстати

Не всегда езда без полиса ОСАГО карается штрафом. Для регистрации недавно купленных автомобилей дается 10 дней, в течение которых можно ездить без страховки на законных основаниях. Если авария произойдет именно в такой ситуации виновнику в ДТП штраф платить не придется, но компенсировать ущерб он все равно будет обязан.

Договориться на месте удобно в плане нервов и времени, но для начинающего или неопытного водителя слабо знакомого с расценками на ремонт это рискованно – вдруг повреждение окажется серьезнее, чем на первый взгляд, потом дополнительные претензии виновнику уже не выдвинешь. Да и конструкция современных автомобилей такова, что, казалось бы, пустяковая царапина может повлечь дорогой ремонт.

Если водители на месте не разрешили противоречия, то вызывается ГИБДД и оформляется ДТП. Затем потерпевший делает оценку ущерба в компании, имеющей лицензию на подобные услуги, и пишет на имя виновника досудебную претензию. Если виновный согласен с суммой и добровольно компенсирует ущерб, то инцидент считается решенным, если нет, то разбирательства перетекают в суд, который поставит точку в деле. С учетом, конечно, возможных апелляций, с ними судиться можно будет долго. Хорошо, если виновный добровольно выплатит компенсацию, но если он платить отказывается и если у него нет имущества, которое можно изъять в качестве оплаты, то возникает проблема.

Интересно, что ситуация, когда у виновного вообще нет полиса, для потерпевшего предпочтительнее – тут сразу становится понятен план действий. Если же полис был, но оказался липовым, то потерпевший сначала обратится в страховую компанию, получит там отказ и после этого вынужден будет разбираться с виновным напрямую. А того может уже и след простыть. Посему, если полис второго участника ДТП не вызывает у вас доверия, то нужно проверить его подлинность еще на стадии оформления ДТП, благо это можно сделать через интернет.


Не ты, так тебя!

Если отсутствие полиса ОСАГО у виновного в ДТП это проблема, то вот аварии, в которых нет страховки у потерпевшего, компенсируются традиционным способом, через страховую компанию. Логика такова – виновный свою ответственность застраховал, так что нанесенный им ущерб должен быть возмещен даже если у потерпевшего нет полиса. Естественно, в «свою» страховую компанию потерпевший пойти в такой ситуации не сможет, но для этого предусмотрено получение компенсации в СК виновника. При этом потерпевший должен будет заплатить штраф в 800 рублей за езду без полиса.

Нет проблемы и в ситуации, когда виновный скрылся с места ДТП. Считается, что он был застрахован, но не установлен. Компенсацию в такой ситуации выплачивает не страховая компания потерпевшего, а РСА. Взаимодействовать с ней сложнее (прежде всего потому, что офис находится в Москве), но это лучше, чем совсем остаться без выплаты.

Признаться, нам не очень понятна логика водителей, которые ездят без полиса ОСАГО. Да, его бывает непросто купить, приходится обивать пороги страховых компаний и переплачивать, да,  цену по нынешним тарифам низкой не назовешь (а ее хотят еще больше увеличить с осени), но страховка может избавить от многих проблем. От ДТП не заречешься, а чем потом судиться и компенсировать недешевый ремонт из своего кармана, лучше один раз в год помучиться и купить полис.

 
Источник: www.avto25.ru Дата: 29 июня 2018 Автор: Александр Нечаев https://www.avto25.ru/news/articles/2018/06/29/37869.html
RSS

Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть