У вас есть вопрос?
меню

Как будут реформировать техосмотр

02 февраля 2018 5895

В России грядет серьезная реформа техосмотра. Об этом было известно давно, но теперь в  СМИ просочились подробности и их можно серьезно обсуждать. Реформу инициировало Минэкономики. Перемены автовладельцев и операторов ТО ждут серьезные. Первых начнут штрафовать, а если они попадут в ДТП, причиной которого стала неисправность, страховщики получат право регрессного иска. Технических экспертов тоже хотят штрафовать за мошенничество с диагностическими картами. Полный обзор предстоящей реформы – в материале Авто25.ру.

Из истории

Техосмотр – это вечная боль российских автомобилистов. Это всегда проблемы, коррупция и формализм. В 2012 году его уже реформировали: проверять машины стали частные операторы, а не ГИБДД, вместо талона ТО ввели диагностические карты, а контролировать все это стали страховщики при выдаче полиса ОСАГО.

В итоге на станциях ТО пусто, диагностические карты продаются направо-налево, а страховые компании всячески этому потворствуют. Хотя, по данным ГИБДД, в 2017 году в РФ из-за технической неисправности произошло более 5,8 тыс. аварий, а рост составил 18,5% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. При этом за езду без техосмотра никакой ответственности нет – ее отменили вместе с бланками строгой отчетности. В общем, реформа провалилась, да здравствует реформа?

Штрафы и иски

Основная часть новых изменений – вернуть ответственность за езду без техосмотра. КоАП дополнят наказанием за «управление транспортным средством, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении ТО выявлено несоответствие этого транспортного средства требованиям безопасности». Штраф за такое деяние назначат 800 рублей.

Бланки строгой отчетности, судя по всему, не вернут, все данные сотрудники ГИБДД должны будут брать из базы. Кроме того, по планам авторов закона, штрафовать водителей можно будет и в автоматическом режиме – с помощью камер. В теории это просто: автомобиль попал в зону действия камеры, его «пробили по базе» ЕАСТО (единая автоматизированная информационная система техосмотра), если нет данных о прохождении ТО – получи штраф. На практике сложнее, непонятно, что это за камеры, которые смогут так делать. Будут устанавливать отдельные камеры для «техосмотра» или приспособят часть из уже существующих? Непонятно.

Штрафом неприятные моменты для водителя в новой реформе не заканчиваются. Если же будет установлено, что ДТП произошло из-за технической неисправности машины, не прошедшей техосмотр, страховщик получит право выступить с регрессным иском к автовладельцу. Читай – компенсировать ремонт пострадавшей стороне.

В Минэкономики считают, что такие меры позволят «повысить уровень мотивации» автовладельцев к прохождению техосмотра. Но нам кажется, что они путаются в понятиях. Рисковать попасть под штраф и иск никто не будет, поэтому диагностической картой будут обзаводиться все водители. Однако получить диагностическую карту и пройти техосмотр это совсем не одно и тоже. Карты не таясь продают страховщики, агенты, операторы ТО, да они чуть ли не в супермаркетах скоро появятся. Если сегодня водители делятся на тех, кто просто ездит без ДК и тех, кто ее купил, то после реформы останется только второй вариант. Изменится ли что-то на дорогах? Конечно, нет.

Другая сторона

К счастью, авторы реформы тоже это понимают, поэтому предусмотрели ужесточение контроля для операторов ТО. По планам изменится процесс оформления карты – она по итогам осмотра будет формироваться только в электронном виде (сегодня есть и бумажный вариант) и заверяться усиленной электронной подписью эксперта, а процесс осмотра будет обязательно фиксироваться на видео, при этом съемка будет загружаться в режиме реального времени в централизованную базу ЕАИСТО. Все бы ничего, но ведение трансляций и оборудование камерами мест проведения ТО стоит около 400 миллионов рублей, а такие деньги никто платить не хочет.

Но это еще не все. В КоАП введут наказание (штраф до 10 тысяч рублей) для эксперта, который сформировал карту и допустил к движению машину, не прошедшую ТО. Юридическое лицо должны оштрафовать на 300 тысяч рублей. Были варианты, что наказания для операторов могут доходить вплоть до тюремного заключения, но, судя по всему, от такой меры решили отказаться.

Камеры в системе техосмотра уже пробовали вводить, коррупцию это не победило. Штрафовать инспекторов, которые выписывают карты без осмотра, еще не пробовали и, возможно, эта мера как-то поможет, но нам бросились в глаза очень расплывчатые формулировки, да и сам факт доказывания технической неисправности и виновности очень муторный. Возможно, это будут какие-то единичные случаи, которые серьезного влияния на систему не окажут.

«Смотрящий» за базой

И еще одно предполагаемое новшество – эксплуатацию ЕАИСТО передадут из МВД Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Курировать работу РСА в этой сфере будет ЦБ. В пояснительной записке подчеркивается, что незащищенный доступ к базе является одной из причин внесения в нее данных о машинах, не прошедших техосмотр и типа страховщики смогут навести с этим делом порядок.

Но это уже проходили, в прошлый раз авторам реформы тоже казалось, что контролировать прохождение ТО посредством ОСАГО это хорошая идея, ведь страховые компании якобы заинтересованы в прохождении ТО. На самом деле нет, они заинтересованы в получении прибыли, так что вполне логично с их стороны просто продавать ДК, пытаясь компенсировать недоборы по ОСАГО.

Вместо вывода

В целом, эта реформа не кажется продуманнее той, что была в 2012 году. Использование камер и штрафов может изменить отношение к техосмотру как к чему-то необязательному, но вряд ли уберет с дорог неисправные и несоответствующие регламенту автомобили, а ведь именно в этом функция техосмотра.

– Техосмотр не имеет смысла, он не дает ничего никому, кроме тех, кто на этом зарабатывает, – говорит председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – За состояние машины отвечает водитель, это сказано в ПДД. Проще вообще исключить ТО, оставив его обязательным только для автобусов и грузовиков. В противном случае коррупция останется, и даже уголовная ответственность не спасет.

Мы с ним согласны, а вы?

Источник: www.avto25.ru Дата: 02 февраля 2018 Автор: Александр Нечаев https://www.avto25.ru/news/articles/2018/02/02/37022.html
RSS
Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть