У вас есть вопрос?

Натуральное ОСАГО – первые итоги

20 января 2018 9330

28 апреля 2017 года вступило в силу так называемое натуральное ОСАГО, когда возмещение ремонтом имеет приоритет над возмещением деньгами. Полноценно оно заработало не сразу – пока водители заключили новые договора, пока ДТП, пока ремонт – нужно было посмотреть, как система действует в целом. Но вот уже почти 9 месяцев позади и можно подводить определенные итоги.

Пока все больше кажется, что натуральное ОСАГО – это фиаско, ведь никто не получил от реформы ожидаемого, зато появились новые проблемы. Страховщики хотели снизить активность автоюристов, водители – избавиться от износа. Ожидания не оправдались: и не все машины отправляются на ремонт, и автоюристы деятельность не свернули, а автовладельцы все равно остаются пострадавшей стороной.

Уложиться в бюджет

С учетом того, что многие считают натуральное ОСАГО провалом, нельзя сказать, что что-то пошло не так – система изначально была на это обречена.

Страховые компании думали, что начнут задешево чинить автомобили, используя хлам вместо запчастей, но в самый последний момент из закона убрали разрешение использовать б/у-запчасти. В итоге сейчас страховые компании жалуются, что не могут найти автосервисы, которые готовы с ними сотрудничать. А чему тут удивляться – суммы на ремонт такие смехотворные, что ни один нормальный сервис за работу не берется, а договоры со страховыми компаниями подписывают какие-то подпольные мастерские, о которых никто не знает.

– Почти каждая машина, отремонтированная по натуральному ОСАГО, выходит со станции в отвратительном состоянии, – утверждает в одном из интервью председатель Комитета по защите прав автовладельцев Кирилл Форманчук. – При ремонте используются старые запчасти или поврежденные детали вместо замены ремонтируются, технологии не соблюдаются.

Официальные лица из Российского союза автостраховщиков оправдываются, мол, в небольших населенных пунктах, удаленных от крупных райцентров, сложно найти сервис в пределах 50 километров (такого требование закона), а запчасти долго идут и выполнить ремонт в установленный 30-дневный срок невозможно. Но это явное лукавство, автосервисы сегодня есть даже в деревнях, другое дело, что по расценкам страховых компаний они работать не хотят. Жалобы на сроки доставки тоже какая-то ерунда – достаточно зайти на сайты по продаже и увидеть, что все запчасти можно купить с доставкой за 5-10 дней, другое дело, что такие варианты дороже, чем с доставкой по два-три месяца, а страховые платить не хотят.

Страховщики хотели перейти на ремонт, сохранив размер выплат и при этом оградившись от судебных исков, но до введения натурального возмещения почти любой выплаты по ОСАГО владельцам на самостоятельный ремонт не хватало, с чего бы вдруг этих денег должно хватить автосервисам.

Переписать справочники

Представители автосервисов считают, что проблема в справочниках РСА, которые применяются для расчета стоимости ремонта. Цены в них сильно отличаются от рыночных благодаря своеобразной методике расчета. Да, б/у-запчасти страховым компаниям запретили использовать, но в законе ничего не сказано про качество новых запчастей. Никто не обязал страховые компании считать стоимость компенсации исходя из цен на качественные агрегаты, можно брать самые дешевые, откровенно низкого качества. Кроме того, Российский союз автостраховщиков в расчетах стоимости запчастей любит использовать оптовые цены, по которым запчасти может купить только крупный дилер, но никак не рядовой водитель.

Больше всего в такой ситуации страдают автомобили, которые находятся на гарантии и которые по закону должны ремонтироваться у авторизованных дилеров. Денег на ремонт не хватает даже с учетом скидок на запчасти, которые автосервисы дают страховщикам. Но и машины среднего возраста в сервисах нормально отремонтировать не могут – денег от страховых не хватает даже на покупку нормального неоригинала, разве что на какой-нибудь китайский ноунейм.

В нынешней ситуации доходит до дикости – автодилеры выставляют автовладельцам дополнительные счета на ремонт, требуют доплаты. Это незаконно – о какой доплате может идти речь если это страховой ремонт и он полностью должен быть покрыт страховой компанией. Автосервисы действуют «на дурачка» – вдруг владелец доплатит. Если хозяин машины не соглашаться, то автосервисы часто отказываются от ремонта, и компенсировать страховым приходится деньгами.

Искусство мимикрии

В конце прошлого года появилась информация, что страховщики начали получать первые иски за отремонтированные автомобили по натуральному ОСАГО. В статье на сайте banki.ru рассказывается, что иски, в которых оспаривается качество ремонта, получили «Росгосстрах», ВСК, «Согласие», «АльфаСтрахование», «Энергогарант» и «Ренессанс страхование». Представители компаний сообщили порталу, что пока это единичные иски, но точное число заявлений не раскрывают. «Росгосстрах» получает до двух подобных исков в месяц, сообщил его представитель. Истцы настаивают на денежной компенсации, которая должна возместить расходы на устранение недостатков выполненного ремонта.

Что и требовалось доказать – после введения натурального ОСАГО автоюристы без работы не остались, а просто стали действовать по-другому. Если сумму компенсации оспорить не получается, то можно и нужно оспаривать качество ремонта. Автоюристы обращаются к водителям, которые получили натуральное возмещение после ДТП, и помогают провести экспертизу, чтобы доказать, что ремонт был ненадлежащий. А он и не может быть надлежащим при тех деньгах, что выделяет страховая. Схема получается более сложной, чем раньше, но все равно работает. В каком размере суды будут компенсировать некачественный ремонт пока непонятно, но очевидно, что расчет страховых компаний на то, что им получится защититься от автоюристов, не оправдался.

Крайними опять остались водители. Если им раньше просто недоплачивали, то теперь метод обмана стал более извращенный – некачественный ремонт, волокита, требования денег в автосервисе.

– Никакого улучшения для клиентов не произошло, – считает президент Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин. – Идея была в том, чтобы создать два профессиональных сообщества из страховщиков и автосервисов, чтобы потребитель мог свободно выбирать, где ремонтироваться. Сейчас он выбирает из того, что предлагает компания, и выбор этот совсем небольшой. Альтернативу получили не водители, а страховщики: в «токсичных» регионах они делают так, чтобы большая часть выплат производилась ремонтом, где есть доходность от ОСАГО – деньгами.

Уважаемые читатели, а вы уже сталкивались с натуральным возмещением по ОСАГО? Расскажите в комментариях, чем все закончилось.

Источник: www.avto25.ru Дата: 20 января 2018 Автор: Александр Нечаев https://www.avto25.ru/news/articles/2018/01/20/36950.html
RSS

Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть