У вас есть вопрос?
меню

Нелегальные таксисты останутся без страховки

13 января 2018 7089

Интересный прецедент создал Верховный суд, встав на сторону страховой компании в судебном разбирательстве с таксистом. Суть спора была в том, что страховая компания не хотела оплачивать ремонт по КАСКО из-за того, что страхователь использовал автомобиль в коммерческих целях, но не предупредил об этом страховую компанию. Теперь под угрозой оказались тысячи российских водителей, которые подрабатывают на личных автомобилях – если что им могут отказать в выплатах не только по КАСКО, но и по ОСАГО.

Прецедентная история получилась очень интересной. В 2015 году водитель из Иванова по фамилии Кауров купил страховку КАСКО для Форда Транзит. За полис он заплатил 37 тысяч рублей. Эту машину автовладелец использовал как маршрутное такси. Страховая об этом не знала – то ли не спрашивала, то ли водитель умолчал. А может, обе стороны не акцентировали на этом внимания и оформили стандартный полис каско как на обычный личный автомобиль.

За три недели до конца страховки микроавтобус попадает в ДТП. Виноват другой водитель. Изначально страховая компания насчитала компенсации всего на 260 тысяч рублей. Кауров обратился к независимым оценщикам, которые оценили ущерб втрое выше – в 790 тысяч рублей. Автовладелец через суд добился максимальной выплаты по ОСАГО в 400 тысяч рублей, а оставшиеся 390 тысяч планировал получить по КАСКО. Но страховая отказалась доплачивать. И начались суды длиною в два года.

Суды первых двух инстанций вставали на сторону водителя, но Верховный суд решил поддержать страховую компанию. Мотивировка была такая – автовладелец купил КАСКО для личной машины. В правилах страхования компании написано, что страховой случай – это ущерб при использовании в личных целях. А владелец использовал машину для бизнеса, значит это уже не страховой случай.

Логика суда такова – если бы при заключении договора было известно, что это маршрутка, возможно, стоимость полиса была бы выше, но если этот факт не указан в договоре, значит никакой компенсации. Хотя собственник пытался доказать, что на момент ДТП Форд не работал на маршруте, но этот аргумент на суд не подействовал. Получить Кауров компенсацию еще может, но для этого ему нужно судиться с виновником ДТП.

Практика страхования коммерческих автомобилей как личные родилась не всегда, так водители давно так поступают особенно в случае с КАСКО – и всегда такая схема работала, в случае разбирательств суды вставали на сторону водителя. Теперь, похоже, ситуация начинает трактоваться в другую сторону.

Что-то справедливое в этом решении есть, водитель обманул страховую компанию, умолчав о коммерческом использовании транспорта, для которого риски значительно выше и полис стоит дороже. Если планы поменялись, и жизнь заставила пойти таксовать, то правильно прийти в страховую компанию и сообщить о другом использовании автомобиля. Возможно, вы просто расторгнете договор и получите часть денег за неиспользованный период, или доплатите и будете спокойно использовать машину в коммерческих целях. Однако в наших реалиях так мало кто делает, рассчитывая на авось, что ДТП не будет или что страховая не заметит коммерческое использование. Это решение Верховного суда явно показывает, что лучше перестать так делать.

У этого судебного решения могут быть очень обширные последствия. Во-первых, под ударом оказываются не только водители маршруток или таксисты, но и собственники транспорта так или иначе занятого в коммерции – грузоперевозки, каршеринг, аренда, прокат. Если машина зарегистрирована как обычная, то в случае ДТП есть риск остаться без выплат по страховке. Во-вторых, под вопросом оказываются выплаты не только по КАСКО (которое в случае с коммерческим транспортом используется не очень часто), но и по ОСАГО, которое есть у всех. У «автогражданки» тоже есть обязательное требование декларировать коммерческое использование (для такси, например, стоимость полиса выше в полтора раза). Ладно профессиональные машины из таксомотора – если они без коммерческого ОСАГО, то это прямой обман страховой компании, но теперь стало опасно подрабатывать на личном авто в любой сфере. Если вы в свободное время «бомбите», то имейте в виду, есть шанс в случае ДТП либо остаться без компенсации, либо нарваться на регрессный иск от страховой компании.

Уважаемые читатели, а вы считаете справедливым отказ страховых компаний в выплатах для обычных машин, используемых в коммерческих целях? Напишите свое мнение в комментариях.

Источник: www.avto25.ru Дата: 13 января 2018 Автор: Александр Нечаев https://www.avto25.ru/news/articles/2018/01/13/36900.html
RSS
Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть