У вас есть вопрос?
меню

Мошенничество с электронным ОСАГО

24 ноября 2017 5487

Тревожные сведения приходят из страховых компаний. В последнее время все большую популярность получили случаи мошенничества с электронными полисами ОСАГО. Пользуясь лазейками в системе РСА мошенники предоставляют недостоверные сведения, а страдают от их действий рядовые водители, которые даже и не подозревают об обмане. Как работает мошенническая схема и как обезопасить от проблем разбирается корреспондент Авто25.ру.

История вопроса

Возможность оформить «автогражданку» не выходя из дома появилась еще в 2015 году, но взрывной рост этого рынка произошел только в 2017-м, когда страховщиков законодательно обязали продавать е-ОСАГО. В сфере много проблем с качеством работы сайтов и базы данных РСА, страховые компании нередко саботируют продажи и отказываются исполнять свои обязанности под самыми разными предлогами, но худо-бедно система работает. Хоть и не всем, хоть и с трудом, но купить страховку в электронном виде сегодня можно. Чем многие водители и пользуются. Посредники тоже обратили внимание на рост интереса, и стали активно предлагать услуги электронной страховки. Вслед за ними «подтянулись» и мошенники.

По данным страховых компаний до 10% проданных в этом году электронных полисов ОСАГО могут содержать недостоверные данные. Их предоставляют страховым компаниям без ведома автовладельцев посредники, добивающиеся для себя минимальной цены полиса.

Как работает?

Схема обмана очень проста – компании-посредники, предлагающие водителям услугу оформления е-ОСАГО, намеренно подают страховщикам недостоверные сведения, добиваясь снижения стоимости полиса. Как? Увеличивают водителям стаж, меняют регион прописки или мощность автомобиля. А иногда и все вместе.

Это работает? Как оказалось – да. Самые наглые используют стаж и мощность автомобиля. Отправляют в базу данных страховой одни данные, а клиенту выдают подредактированные в фотошопе файлы. Более осторожные действуют хитрее – они работают только с регионом прописки страхователя.

Много ли можно заработать на этом? Много. Например, в Крыму и Чечне самые низкие территориальные коэффициенты – 0,6, тогда как в Москве и Санкт-Петербурге они в три с лишним раза выше – 2. И если рассчитать минимальную стоимость полиса ОСАГО на сайте РСА для машины самой низкой мощности (50 л.с.), для водителя с наименьшим периодом использования ТС (три месяца), но с самым большим коэффициентом стажа (от трех лет) и возраста (от 22 лет) в Крыму или Чечне, то страховая премия будет 741,24 рубля. В то же время максимальная стоимость полиса для Москвы и Санкт-Петербурга по максимальным параметрам для легкового автомобиля (самая высокая мощность – 150 л.с., период пользования ТС – от десяти месяцев и больше, с самым низким стажем – до трех лет и возрастом водителя – до 22 лет) страховая премия составит 23 719,68 рубля. Это, конечно, крайние случаи, которые в жизни случаются редко, но по ним можно судить о потенциальных размерах «дохода» с каждого полиса.

Почему никто не замечает?

Мошенники нащупали отличную лазейку в системе. База данных РСА, которая проверяет данные водителя, когда оформляется е-ОСАГО, не способна автоматически при оформлении электронного полиса на сайте проверять данные марки автомобиля и его регион из базы данных ГИБДД, которая содержит такую информацию. Ввел спорткар с мощностью «Оки» – электронная система не поперхнется и переварит, главное чтобы VIN был правильный. С регионом прописки владельца еще проще, такие данные даже на банальную логику не проверишь.

А что же сотрудники ГИБДД? А ничего. Они проверяют полис формально и обращают внимание больше на его наличие, чем на правильность. Даже если сотрудник ГИБДД при проверке полиса ОСАГО воспользуется базой РСА, в которой находятся данные всех полисов, он не может заметить несовпадений, ведь в базе высвечиваются данные о госномере автомобиля и номере VIN, а они верные.

Проблемы у владельца автомобиля возникают в случае обращении в страховую компанию после ДТП. Там-то подделку выявляют и в выплате отказывают, поскольку в базе РСА, несмотря на совпадение госномеров и VIN, другие данные расходятся, а это уже причина считать полис недействительным.

Почему водители идут к посредникам?

Электронное ОСАГО вводилось для защиты от «уличных брокеров» и для удобства клиентов – чтобы автовладелец мог оформить полис, не выходя из дома. Реальность же такова, что некоторые водители плохо владеют компьютером или не хотят тратить время на заполнение полиса. Для е-ОСАГО надо сканировать различные документы, для кого-то это тоже проблема, поэтому кто-то ищет альтернативный способ и обращается к помощникам на стороннем сайте или даже вживую, которые могут оказаться мошенниками.

К обращению к посредникам подталкивают и сами страховые компании, многие из которых не хотят продавать электронные полисы ОСАГО в так называемых токсичных регионах. У клиента, который пытается по всем правилам оформить себе е-ОСАГО на машину из такого региона, могут возникать проблемы с загрузкой данных, постоянным обновлением страницы и так далее.

Мошенники, в свою очередь, указывают данные, соответствующие целевому сегменту страховой компании в регионах, где страховщику выгодно их продавать, при этом добиваясь выгодных коэффициентов для покупки самого дешевого полиса. В результате они беспрепятственно покупают полис на сайте страховой компании и остаются в наваре.

Что делать

Чтобы не стать жертвой мошенников с е-ОСАГО есть только один проверенный вариант – не обращаться к посредникам. Да, посредник может оказаться честным, но проверить его очень сложно, зачем вообще нужен такой геморрой? Потратьте время и силы на изучение системы электронного ОСАГО – в итоге окажется и дешевле, и безопаснее.

Источник: www.avto25.ru Дата: 24 ноября 2017 Автор: Александр Нечаев https://www.avto25.ru/news/articles/2017/11/24/36593.html
RSS
Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть