Лимузин для президента
Проект «Кортеж», который рискует превратиться в долгоиграющий конвейер по поставке автомобильных новостей, недавно подбросил очередную.
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) становится исполнителем госзаказа на разработку и постановку на производство автомобилей для перевозки высшего руководства страны. Спорность и одиозность проекта, и так казавшиеся большими, выросли в разы.
Российский лимузин
Похоже, к такому режиму поставки новостей о «Кортеже» нужно привыкать – целый год была тишина и что-то наконец произошло. Для тех, кто совсем не в теме, коротко напомним, что «Кортеж» – это идея высшего руководства страны (чуть ли не самого Путина) о проектировании и строительстве с нуля автомобилей премиум-класса для первых лиц государства. Это стало уже идеей фикс. Надоело чиновникам ездить на Mersedes и захотелось пересесть на отечественный люксовый автопром, который предварительно нужно создать.
Теперь стало понятно, что создавать будет НАМИ. Именно эта организация получит лавину бюджетных денег за разработку и должна будет с чистого листа придумать три вида автомобилей – длиннобазный седан непосредственно для чиновника, внедорожник для охраны и микроавтобус для сопровождения. Цена каждого готового автомобиля установлена на отметке 20 миллионов рублей, так что у конструкторов есть пространство для маневра. Эти машины продаваться не будут, но чуть позже должна появиться гражданская версия, которая пойдет на широкий рынок. Ну как на широкий – стоимость ее планируется на уровне 10-12 миллионов рублей, и по карману она будет далеко не всякому.



Победитель дизайнерского конкурса
НАМИ уже определился с концепцией: кузов и силовые агрегаты оригинальные, а остальные элементы покупные. Это наверно лучший вариант в существующих условиях, разрабатывать все самим никогда времени не хватит. Еще надобно рассказать об открытом официальном конкурсе на внешний дизайн автомобиля. С ним тоже получилось странно. Выиграл этот конкурс один проект, а лично Путин указал на другой. Вполне возможно, что в серию не пойдет ни один, ведь к работе над машиной дополнительно планируется привлечь мировые дизайнерские ателье. Вот и все, что известно о технической части будущих «членовозов».

Путин выбрал более традиционный вариант
НАМИ только разработает автомобили, а кто их будет изготавливать вопрос открытый. Строить для этого новое производство – это астрономические деньги, можно попробовать подобрать из уже имеющихся, но тут тоже не все так просто. Из исконно российских автозаводов потянуть такой проект смогут АвтоВАЗ и ГАЗ, но оно им, похоже, не очень надо. Заводы худо-бедно нашло свое место на автомобильном рынке страны и сомнительные проекты им не нужны.

Набросок салона
Кстати
Споры вокруг торговой марки автомобилей «Кортежа» не утихают. Самая популярная версия – вернуть один старых брендов, которые принадлежат ГАЗу. А именно Чайка, Волга или Победа. Между тем в интернете острословы уже прозвали машину ЗИП – по аналогии с ЗИЛами и ЗИСами. П это, конечно, Путин.В общем, хотя «Кортеж» и получил небольшой толчок вперед, его перспективы остаются туманными. Не очень понятно зачем он нужен. Только на первом этапе проектирования НАМИ потратит более 12 миллиардов бюджетных рублей, а сколько всего их потребуется страшно представить. И все ради чего? Чтобы первые лица государства могли ездить формально на отечественном автомобиле. Слишком высокая получатся для этого цена. Рассчитывать, что часть затрат окупится от продаж частным лицам – не приходится, с таким подходом к делу и по такой цене «гражданские» машины никто покупать не будет. При изменении этого подхода он мгновенно умрет. Можно не сомневаться, что заметная часть денег будет просто разбазарена (к проекту уже каким-то образом подключилась Marussia Николая Фоменко и другие нахлебники), а технически автомобиль конкурировать с иностранными аналогами не сможет. Тогда для чего нужно делать отечественный лимузин? Жалко, что за «понты» приходится расплачиваться из государственного бюджета.
Другие страны
Для сравнения мы решили немного рассказать об автомобилях, на которых передвигаются лидеры других стран. Вывод такой – если в стране есть национальный автопром, то главы государств ездят на своих машинах, правда обходится им это куда дешевле, чем российскому руководству.
Германия
Было бы очень странно если бы немецкий канцлер Ангела Меркель ездила бы на импортной машине, однако выбор марки вовсе не очевиден. Нет, это не Mersedes, а Audi A8L. Меркель известна своей любовью к экономии, и машина у нее не самая дорогая – в России на таких ездят чиновники уровня глав субъектов федерации и их заместителей, но никак не верхние чины. «Авоська» Меркель еще интересна тем, что это серийный автомобиль (пусть и в богатой комплектации), а не спецзаказ. Единственная доработка – бронированный кузов. Цена подобной машины в рублях – около 10 миллионов.

Audi A8L
Франция
Во Франции много различных марок и местный президент может выбирать. Саркози любил Renault, а Франсуа Олланд предпочитает Citroen DS5, причем его гибридную версию. В свое время французский президент отказался от лимузина в пользу обычного хэтчбека, чем немало всех удивил. Машина, впрочем, не такая уж и простая. Она сделана на заказ и имеет кучу доработок (например, откидывающуюся крышу), хотя если сравнивать с лимузином, выглядит блекло. Цена гибридного Citroen DS5 от 1,8 миллиона рублей, но спецверсия Олланда, конечно, подороже будет.

Citroen DS5
Италия
Итальянский президент хитрец. Он ездит на Lancia Thema. Фактически это копия Chrysler 300С, но бренд итальянский, так что все формальности соблюдены – машина национальная. 300С по меркам лимузинов довольно скромный автомобиль, но никакой спецверсии у итальянского лидера нет. В стране кризис и тут не до излишеств. Цена машины в рублях – 1,8 миллиона.

Lancia Thema
Великобритания
От англичан больше всего ожидаешь, что они поддержат отечественного производителя. Так и есть. Глава кабинета министров ездит на Jaguar XJ Sentinel. Интересно, что это наверно единственный из президентских лимузинов не черного, а серого цвета. Так в Англии повелось. Машина самая что ни на есть серийная, доработана только бронированным кузовом. Стоимость такой машины – 3,5 миллиона рублей за сам автомобиль + доплата за «бронь». В гараже Букингемского дворца королевы стоит Rolls-Royce Phantom VI.
Это единственный в своем роде автомобиль, специально созданный для королевы. Вместо традиционной эмблемы на бампере лимузина красуется королевский герб. Окна с пуленепробиваемыми стеклами специально увеличены, чтобы подданные могли лучше разглядеть своего монарха. Вместо номерных знаков – вензель королевы. Стоимость машины неизвестна.

Jaguar XJ Sentinel
Китай
Самая глава интрига подборки: ездит ли глава Китая на отечественной машине? Представьте, да. Там вообще с этим строго – у всех чиновников должна быть местная машина, и президент Ху Цзиньтао не исключение. Впрочем, лимузинчик у товарища Ху не самый простой. Это FAW Hong Qi HQE. Кузов бронированный, под капотом 400 л.с., комплектация из категории чего только нет. И стоит машина совсем не по-китайски. В пересчете на рубли – 19,2 миллиона рублей. Интересно, а фенольный запах из салона в ней тоже не выветривается?

FAW Hong Qi HQE
Япония
Все японские премьер-министры с 1967 года ездят на Toyota Century. Модели уже 40 лет, но менять ее никто не собирается. Машина некрасива и технически несовершенна, но стала символом, а их просто так не меняют. Правда, нынешний японский лидер Есихико Нода к традиционной Toyota докупил новый гибридный Lexus LS 600h L. Его выбрали для демонстрации возможностей достижения японского автопрома и заботы об окружающей среде. Стоимость Toyota Century не разглашается, а Lexus LS 600h L в рублях стоит почти 7 миллионов.

Toyota Century
США
Машина президента в США больше чем автомобиль, это вполне конкретный символ власти, который принято почитать. Не случайно машину главы государства так часто снимают в кино. Нынешний президент США Барак Обама в качестве служебного автомобиля использует роскошный лимузин Cadillac One. Машина эффектная и дорогая, правда ее технические характеристики держатся в тайне. Известно, что Cadillac One имеет усиленную броню, способную выдержать взрыв гранаты, и оборудован специальным устройством для постановки непроницаемой дымовой завесы, а в салоне имеются все необходимые средства связи и даже запас донорской крови. Стоимость в рублях – около 20 миллионов.

Cadillac One