У вас есть вопрос?

Виновник ДТП заплатит за износ

16 марта 2017 13767

Больше 10 лет система ОСАГО уже работает в России, а ее нюансы по-прежнему рассматриваются в судах и производят фурор. Решение Конституционного суда от 10 марта переворачивает всю схему денежных отношений в рамках «автогражданки». Теперь если в вас врезались, а страховая компенсировала слишком мало, то остальной ущерб можно будет взыскать с виновника аварии, причем без учета износа.

Корреспонденты «Авто25.ру» разобрались, чем это грозит как виновникам, так и потерпевшим, и как может измениться система взаимоотношений по ОСАГО.

Те, кто попадал в ДТП до 10 марта, хорошо знают, как система работала раньше. Если Бог миловал, то расскажем. Страховщики считают выплаты по единой методике Центробанка. Ремонт и замену деталей оплачивают с учетом износа. Например, у трехлетнего автомобиля в ДТП поврежден бампер. Деталь нельзя отремонтировать и приходится менять на новую. Страховая выплатит только часть денег за бампер, а разницу, как раз этот самый износ, доплатит автовладелец.


Износ теперь можно взыскать с виновника

По поводу износа в свое время было сломано немало копий, ведь деталь могла быть в хорошем состоянии, но владельцу все равно при замене приходилось доплачивать за нее. У сторонников износа был другой аргумент – владельцы убитых авто несправедливо обогащались, меняя пострадавшие в ДТП и сильно изношенные детали на новые. В принципе, вторая точка зрения тоже имеет право на существование, но уж больно круто считается у страховых износ – даже на свежие машины он составляет 30-50% и значительно опустошает карманы автовладельцев при ремонте.

Что же случилось. Четыре жителя Краснодарского края, попавших в ДТП, обратились в Конституционный суд. Как следует из материалов дела, заявители попали в ДТП и получили со страховых компаний выплаты на ремонт автомобилей с учетом износа деталей. В судебном порядке граждане пытались дополнительно взыскать с виновников аварий суммы, составляющие разницу между ущербом, рассчитанным с учетом износа и без учета износа деталей. Однако в итоге Краснодарский краевой суд, ссылаясь на оспоренные нормы ГК РФ и разъяснения Верховного Суда РФ, оставил их требования без удовлетворения.


Теперь к виновнику ДТП нужно присмотреться внимательно, возможно с ним еще предстоит судиться

Краснодарцы оспорили это в Конституционном суде, и он встал на их сторону. Судьи пришли к выводу, что закон об ОСАГО является специальным нормативным правовым актом и регулирует исключительно эту сферу правоотношений. В формулировке сказано, что являясь дополнительной мерой защиты прав потерпевшего, этот закон не исключает распространение действия общих норм Гражданского кодекса РФ об обязательствах из причинения вреда на отношения между потерпевшим и лицом, причинившим вред. Поэтому при недостаточности страховой выплаты на покрытие ущерба потерпевший вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет виновного лица путем предъявления к нему соответствующего требования.

КС поясняет, что суды при этом могут уменьшать суммы ущерба, если в процессе ремонта использовались новые детали, узлы и агрегаты, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной замене, а также, если виновник ДТП изыщет более разумный способ исправления повреждений имущества.

При этом КС пришел к выводу, что оспоренные нормы Гражданского кодекса не противоречат Конституции РФ с учетом данного истолкования. А правоприменительные решения по делам заявителей подлежат пересмотру. То есть доплатить с виновника могут потребовать даже по старым ДТП.

Собственно, что с этим делать рядовым водителям? Если вы пострадавший в ДТП, то для вас такое решение Конституционного суда это плюс. Теперь вы сможете получить полное возмещение. Ущерб оценят по фактическим затратам без учета износа. Разницу между выплатой по ОСАГО и реальной стоимостью ремонта через суд можно будет взыскать с виновника.


В этом ДТП с виновника могут дополнительно взыскать приличную сумму

Но если вы виновник ДТП – для вас все грустно. Полис ОСАГО, который вы купили, не защитит вас от финансовых потерь. Потому что с вас через суд могут стребовать дополнительные деньги за ремонт. Да, формулировки Конституционного суда позволяют рассчитывать на защиту и отстаивание своих прав, но придется судиться, а это волокита, нервы и деньги.

Кстати, интересный факт. Страховые компании это решение вроде бы никак не затрагивает – им больше платить не придется. Но оно повышает значимость натурального возмещения, в котором износ обещают не учитывать, и которое так активно проталкивают страховые компании. Совпадение? Выводов делать не будем, решайте сами.

Решение КС России очень противоречиво, его справедливость лежит уже за рамками закона и апеллирует к здравому смыслу и понятию справедливости. Решение это защищает потерпевших в ДТП, но делает их виновников очень уязвимыми, в том числе и по части возможных манипуляций и мошенничеств. А, кроме того, возникает очень логичный вопрос, зачем тогда нам нужно ОСАГО, если виновнику ДТП все равно придется доплачивать?

Уважаемые читатели, ждем ваши мнения в комментариях.

 
Источник: www.avto25.ru Дата: 16 марта 2017 Автор: Александр Нечаев Автор фотографий: 1avtourist, advokat-gorelkin.ru, avtopravo.org, primechaniya.ru https://www.avto25.ru/news/articles/2017/03/16/34430.html
RSS

Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть