У вас есть вопрос?

«ОСАГО в натуре» одобрили депутаты

15 декабря 2016 9288

Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять в первом чтении проект поправок в закон об ОСАГО, который устанавливает приоритет ремонта автомобиля над выплатами. И то, что многие считали невозможным, обрело весьма реальную перспективу. Страховщики настаивают на том, чтобы в первую очередь были приняты поправки о натуральном возмещении ущерба, чтобы типа бороться с автоюристами. Но водители подозревают, что их в очередной раз хотят подставить. Дума так не посчитала. Если депутаты успеют рассмотреть его в трех чтениях до конца осенней сессии, то новшества заработают уже с 1 января, если не успеют – то позже.

Мы уже как-то рассказывали о проекте натурального возмещения, но повторим основные моменты. Фундаментальным изменением обещает стать приоритет натуральной формы возмещения ущерба перед денежной выплатой. То есть споры о сумме компенсации предлагается зарубить на корню: в подавляющем большинстве случаев поврежденные автомобили будут направляться ¬в техцентры. Обратно машина вернется уже в восстановленном виде, и после этого никаких выплат от страховой компании или доплат от автовладельца за износ деталей не предполагается.

Сейчас тоже можно получить компенсацию в натуре, в чем же разница? Во-первых, сегодня это желание самого владельца, а не обязательный механизм, во-вторых, сейчас клиент, который добровольно выбирает ремонт по ОСАГО и получает автомобиль с установленными новыми запчастями, должен компенсировать страховой компании сумму начисленного износа, что делает этот способ, мягко говоря, непопулярным.

Логика законодателей такая – нет денежных расчетов значит, нет повода для рекалькуляции суммы возмещения и, как следствие, нет почвы для работы автоюристов, которых привлекают недовольные авто¬владельцы и которых страховые компании винят в недополученной прибыли. По расчетам РСА, только за 2015 год ¬автоюристам удалось заработать на страховщиках 10 млрд рублей из тех 122 млрд, которые были направлены на страховые выплаты. В зависимости от точки зрения этот же факт можно трактовать как – автоюристы смогли вернуть 10 млрд рублей, которые страховщики хотели недоплатить в виде законной компенсации.

Исключением в натуральном ОСАГО станут случаи, когда возмещение превышает нынешний лимит ответственности 400 тысяч рублей или когда восстанавливать машину уже нецелесообразно, либо если потерпевший автовладелец живет в удаленном районе и у страховщика нет партнерских сервисов поблизости (или среди техцентров нет подходящего для какого-либо специфического ремонта). В таких случаях страховые все же будут платить деньгами, причем с учетом износа.

Почему стоит бояться натурального ОСАГО, ведь в теории система выглядит выгодной для всех участников? Как обычно, слишком много нюансов. Совсем непонятно как ответить на ряд вопросов. Будет ли страховщик нести ответственность за качество ремонта? Кто ответит, если работы на сервисе затянулись? Наконец, кто и как будет выбирать техцентр для ремонта? Страховые компании уже дали понять, что не готовы брать на себя возникающие при ремонте риски. А кто тогда будет это делать?!

Забавно, что в качестве противовеса для защиты автовладельцев предлагается отлучать от «натуры» те компании, у клиентов которых возникают проблемы с проведением ремонта, – в виде наказания таких страховщиков снова обяжут выплачивать возмещение деньгами.

Но, сдается нам, это работать не будет. Лицензии у недобросовестных страховщиков тоже хотели отбирать, но что-то не видно, чтобы это кто-то делал.

Обсуждается и компромиссный вариант: техцентр выбирает автовладелец, но по согласованию со страховой. Но это вообще непонятно как, водитель выбрал сервис, страховщик его не согласовал. И что тогда? А еще на защиту интересов автовладельцев планируется призвать страхового омбудсмена – его решения будут обязательны для страховщиков. Но это уж точно будет фикция, омбудсменов много во всяких направлениях, но толку от них немного.

Мы сомневаемся, что «натуральное ОСАГО» начнет работать с 1 января, но пока идет к тому, что закон все-таки примут. Причем это еще не значит, что трансформация ОСАГО на этом закончится. ЦБ, Минфин и страховщики намерены устроить программе модернизации полугодовой «тест-драйв» – и если проблемы с доступностью полисов, достаточностью возмещения и убыточностью страховщиков не исчезнут, то ЦБ и Минфин обещают «революционные» перемены в ¬ОСАГО – вплоть до национализации всей «автогражданки». Об этом сейчас говорят все чаще и чаще, но это был бы интересный проект. Обсудим его как-нибудь.

Уважаемые читатели, а вам было бы удобно получать компенсацию по ОСАГО ремонтом? В каких условиях? Расскажите об этом в комментариях.

Источник: www.avto25.ru Дата: 15 декабря 2016 Автор: Александр Нечаев Автор фотографий: kolesa.ru, cherlock.ru, autoreview.ru https://www.avto25.ru/news/articles/2016/12/15/33464.html
RSS

Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть