ВАЗ-2101: итальянец, ставший русским
19 апреля 1970 года, 45 лет назад, в Тольятти начался серийный выпуск автомобиля ВАЗ-2101. Это означало не только пуск нового автомобильного гиганта, который довольно быстро стал лидером отечественного автопрома, а смену парадигмы советской автомобильной жизни. «Копейка» стала первым действительно народным автомобилем – «Волги» в частные руки почти не продавали и стоили они как чугунный мост, а у «Москвича» объемы выпуска были не очень велики. Нельзя сказать, что технологически ВАЗ-2101 сильно превосходил советские автомобили того времени или не имел недостатков, но сам факт его появления сильно отразился не только на автомобильном сознании, но и смежных отраслях промышленности. Эта машина даже была признана лучшим отечественным автомобилем ХХ века по результатам опроса журнала «За рулем». Почему – в рассказе Авто25.ру.
Конструкция
Все знают, что ВАЗ-2101 это копия итальянского Fiat 124. Но копия сильно доработанная. В конструкцию прототипа было внесено более 800 изменений, некоторые из них судьбоносные. Скажем, задняя подвеска Fiat была рессорной, но рессор такой гибкости в СССР не выпускали. Поэтому задняя подвеска была изменена на пружинную. Задний мост стали крепить на пяти реактивных тягах. В те годы это было последнее ноу-хау мирового автопрома. Заодно отказались от задних дисковых тормозов, их было сложно и дорого обслуживать в советских условиях.

Fiat 124 и ВАЗ 2101 - внешне отличия еще нужно поискать
Но диски остались спереди, и уже это сделало «копейку» самым «резким» автомобилем советского автопрома, при том, что у автомобиля даже не было вакуумного усилителя тормозов (появился только на ВАЗ-2103).
Были и очень удачные технические решения. Оригинальный двигатель был нижневажным, тольяттинские конструкторы перенесли распредвал вверх, что в те времена было в духе современной инженерной мысли. Были также увеличены расстояния между цилиндрами, что позволило в дальнейшем увеличивать объем двигателя. Также уменьшился ход поршня, что позволило сделать двигатель более приемистым, а машину, соответственно, более динамичной. «Копейка», несмотря на скромный объем 1,2, по динамике не уступала «Москвичам» и «Волгам», но при этом расходовала меньше топлива.

Клиренс ВАЗа значительно больше чем у прародителя
Естественно, не обошлось без доработок под чисто советские условия. Значительно был увеличен клиренс автомобиля. Именно по этой причине вместо двух проушин под домкрат было поставлено четыре. У Fiat проушины находились посередине кузова. Таким образом, поднимался весь борт автомобиля. Однако именно середина наиболее уязвима для разных неровностей рельефа. На наших дорогах эти проушины просто сминались. А установив их ближе к колесам, удалось продлить срок их службы.
В «копейке» было еще много нового для советского автопрома. Например, закрытая система охлаждения с расширительным бачком. Она потребовала использользования антифриза, который не очень активно использовался в те времена (ездили тупо на воде), что создало целую отрасль в химической промышленности. Перестройке подверглась и нефтеперерабатывающая промышленность, ведь автомобилю был приписан 93-й бензин, которого тогда в СССР производилось не очень много.
Комфорт
Чисто по ездовому комфорту ВАЗ-2101 нельзя назвать продвинутым авто, даже по сравнению с советскими аналогами того времени – неудобные сиденья и педальный узел, тесный салон, шум, вибрации, однако в плане владения и эксплуатации автомобиля это был прорыв.

Советские водители узнали, что масло можно менять раз в 10 тысяч километров (до этого нормой было это делать раз в 3-4 тысячи). Оказывается, автомобиль может заводиться в мороз самостоятельно. За это нужно было сказать спасибо двухкамерному карбюратору ДААЗ-2101 (переработанный вариант Weber 32 DCR). Эти карбюраторы потом стали активно ставить на другие советские автомобили. Подвеску не нужно каждый месяц шприцевать (привет владельцам «Волг»), а зимой в салоне может быть тепло (хотя по современным меркам печка «копейки» ужас-ужас, тогда она была хороша). При этом никаких ограничений на эксплуатацию, кроме обкатки двигателя в начальный период.

Еще одна новация – левое внешнее водительское зеркало. До сих пор никто такого в штатном порядке не устанавливал. Водителю приходилось активно крутить головой. А тут – такой комфорт.

Салон по советским меркам был хорош
С ВАЗ-2101 в салон советского автомобиля стал проникать пластик, вытесняя голый металл. Кстати, на «копейке» он особо не гремел, эта особенность пришла в наши машины позже. Еще один маленький, но приятный пустячок – автомобиль получил раскладывающиеся сидения, которые превращались в спальные места. Эту особенность по достоинству оценили советские туристы.

История и современность
19 апреля 1970 года было собрано шесть автомобилей. До конца года в Тольятти собрали 21 530 «единичек», в 1971 году это количество возросло до 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ-2101 пришелся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. Так начиналась массовая автомобилизация советских граждан.
А сама машина медленно модернизировалась. На свет появился универсал ВАЗ-2102. У него тоже было много доработок – усилена задняя подвеска, а задние сиденья стали раскладываться так, чтобы была возможность запихнуть в «двоечку» побольше груза.

ВАЗ-2101 часто появляется в кино, причем не только в отечественном, но и зарубежном. Даже Анджелина Джоли примерила на себе каково это - находиться за рулем «копейки». Фильм, кстати, называется «Особо опасен»
Пиком развития стала модель ВАЗ-2103, которая изначально задумывалась как люксовая. Чтобы выделить эту люксовость, внешне ей не только добавили еще по одной фаре, но и обвесили новыми блестящими элементами – молдингами. Именно на ней впервые был установлен вазовский двигатель с объемом 1500 кубических сантиметров и мощностью аж 79 л.с. Этот двигатель надолго закрепился в производстве последующих моделей ВАЗ, да и считается, пожалуй, самым удачным во всем семействе.
Про салон и говорить не приходится. Это был действительно люксовый салон. В кабине не осталось ни одного открытого металлического элемента. Все было задрапировано пластиком или кожзамом. Приборная панель обрела тахометр, датчик давления масла и часы. Объем кузова остался тем же, но внутреннее пространство было увеличено за счет других сидений и их размещения по салону.

Советская реклама
Саму «копейку» попробовали преобразить малой кровью. В версии ВАЗ-21011 появился двигатель 1,3 литра (69 л.с.), подвесная педаль газа, новые кресла и другая решетка радиатора. Сама «копейка» выпускалась аж до 1988 года.
Тюнинг
Сегодня ВАЗ-2101 не ушел еще в разряд раритетов. Более того дешевизна и конструктивная простота позволяют «копейке» быть хорошим объектом для тюнинга. Модернизируют внешность, техническую часть. Найти хороший кузов можно даже сегодня, благо эксплуатировали в советское время автомобили бережно. А дальше на что хватит технической фантазии: трубина, закись азота, аэрография, продвинутая музыка. Чего только не видала «копейка» в своих доработках. Вот несколько примеров.







В целом, ВАЗ-2101 не был самым технически совершенным автомобилем своего времени, однако в начале производства был весьма современным даже по европейским меркам. Если бы его модернизация развивалась не экстенсивным, а интенсивным путем, то советский автопром мог бы не отстать так сильно. Многие ставили в вину автомобилю то, что он перетянул все финансирование автомобильного сектора страны на себя, похоронив перспективные проекты на АЗЛК и ГАЗе, лишив советский автопром особенностей.
Но история сослагательного наклонения не знает – получилось так, как получилось. А старая-добрая «копейка» еще служит многим владельцам, потому что у нее есть свои плюсы даже в наши времена.