У вас есть вопрос?
меню

Нюансы европротокола

23 августа 2012 22926

Почти три четверти всех ДТП в нашей стране это очень мелкие аварии, в которых не только не наносится вред здоровью людей, но и ущерб автомобилям крайне невелик. На стоянках, в пробках, парковках такие аварии случаются постоянно. Кто-то отвлекся и задел другой авто, ДТП есть, но ущерб крайне незначителен. Между тем, оформлять такие аварии приходится также, как и любое другое, даже самое страшное, ДТП. Проблема не в написании бумаг, а в ожидании инспекторов ДПС, которое растягивается на долгие часы.

Между тем в России с 2009 года действует упрощенный порядок оформления ДТП, который в нашей стране называют европротоколом. В Европе и США такая методика – норма, у нас же – некая диковинка, которая вроде бы и есть, но ей мало кто пользуются. По статистике, лишь 4% ДТП оформляется по европротоколу, ничтожно малая величина. Тому есть свои причины.

В России довольно серьезные ограничения условий, при которых можно применять европротокол. Во-первых, в ДТП должно участвовать только два транспортных средства. Даже если один автомобиль был с прицепом, то такую аварию самостоятельно оформить уже нельзя. Во-вторых, повреждена в результате аварии может быть только техника, никакого вреда здоровью. В-третьих, у обоих водителей не должно быть разногласий по поводу обстоятельств ДТП, то есть один из участников должен добровольно признать вину, а сам случай быть более-менее очевидным. В-четвертых, сумма ущерба не должна превышать 25 тысяч рублей. В-пятых, европротокол работает только с ОСАГО и не работает с КАСКО.


Ущерб больше 25 тысяч или меньше? Определить нужно на месте.

Само заполнение бумаг (чего боятся многие водители) не является сложным. При заключении договора ОСАГО каждому водителю дают специальный бланк, после аварии нужно четко и разборчиво заполнить в нем каждую графу. В принципе, там все понятно. Многие забывают, что заполнять нужно бланки обоих водителей, да еще и с двух сторон и в двух копиях (копиры есть в бланках), причем в заполнении должен участвовать оба водителя. Без объяснений обстоятельств ДТП обоих участников даже при наличии подписей, документ не будет иметь юридическую силу.

На первый взгляд европротокол выгоден всем. Водители экономят время и деньги: не нужно ждать инспекторов ГИБДД, а потом ехать в МРЭО за справкой о ДТП. Виновник ДТП не лишается водительского удостоверения (если к ДТП привел выезд на встречную полосу) и вообще освобождается от административной ответственности. Другие водители не страдают от пробок, возникших из-за пары поцарапанных бамперов.  Хорошо и ГИБДД, которая захлебывается от большого количества мелких аварий и не успевает в срок их оформлять. Чисто теоретически, должны быть довольны и страховщики, во всяком случае, если все бумаги правильно оформлены, то какая разница делал ли это инспектор ГИБДД или водители.


В развитых странах полицию на место ДТП вызывают в исключительных случаях.

Но так все идеально только в теории, на практике же возникает масса проблем. Допустим, в ДТП 2 участника, один признает свою вину, а пострадавших нет. Но как определить, хватит ли 25 тысяч рублей потерпевшему для восстановления автомобиля или нет. Сделать это водитель может только на глазок, причем в условиях цейтнота. Для этого у него должна быть достаточная квалификация, чтобы оценить повреждения, он должен быть в курсе цен на запчасти для своего авто и услуг ремонтных мастерских. А ведь могут быть и скрытые повреждения, если их не учесть сразу, потом будет поздно. При оформлении по европротоколу даже если независимая экспертиза насчитает ущерб на большую сумму, водитель всего равно получит 25 тысяч и ни копейки больше. В общем, для потерпевшего самостоятельное оформление ДТП – риск не получить полную сумму ущерба.

Не уложится в лимит это только одна проблема, вторая в том, что страховые компании делают все возможное, чтобы отказать в выплате по европротоколу. С одной стороны, их можно понять. Если на место аварии не выезжают сотрудники ДПС, то есть вероятность, что это инсценировка, вызванная целью мошеннического получения компенсации. В других странах это отчасти нейтрализуется повышением коэффициента для виновника. Если у тебя следующая страховка будет в два раза дороже, нет резона подписываться на «липовое» ДТП, но в России, где у страховщиков нет единой базы водителей, можно спокойно прийти в другую страховую компанию и снова страховаться с обычным коэффициентом.


Вот для таких ДТП и придуман европротокол.

С другой стороны, бойкотируя европротокол, страховщики расписываются в собственном бессилии проверять и отбрасывать заведомо ложные случаи. Ведь страховые компании в нашей стране не обмениваются информацией, не помогают друг другу. Многие случаи мошенничества на этом как раз и основаны: заявление об ущербе подается в две СК и обе выплачивают. Это хоть и проблемы страховщиков, но они их перекладывают на головы простых автовладельцев.

Возможно, что вскоре процедура европротокола в России будет реформирована. За это всячески ратует ГИБДД, которой сокращение количества вызовов будет очень кстати. Одна из основ предполагаемой реформы – увеличение выплаты по самостоятельно оформленным ДТП хотя бы до 50 тысяч рублей. 25 с учетом сегодняшних цен на запчасти и ремонт – совсем несерьезно. Кроме того, есть шанс, что страховщики наконец создадут единую базу данных, которая позволит больше доверять документам, на которых нет штампа ГИБДД. В любом случае за европротоколом будущее, потому как это самый быстрый и цивилизованный способ оформления ДТП, правда, когда он приживется в России, сказать невозможно.

Уважаемые читатели, приходилось ли вам сталкиваться с оформлением ДТП по европротоколу? Удалось ли получить выплату, в каком объеме? Были ли проблемы в страховой компании? Вы можете поделиться своим опытом в комментариях к этому материалу.

Источник: www.avto25.ru Дата: 23 августа 2012 Автор: Александр Нечаев Автор фотографий: autospros.ru, finforum.org, drive2.ru. https://www.avto25.ru/news/articles/2012/08/23/12194.html
RSS

Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть