Рисунок протектора шин: не все так просто
Какую роль играют различные канавки?
Шины предназначены для обеспечения надежного сцепления с дорожным полотном. Это достигается с помощью резины протектора. Сила сцепления имеет максимальный показатель на сухом асфальте у протекторов без рисунка. Подобные шины применяют в гоночных автомобилях, — «слики».
К сожалению, для автолюбителей погода не состоит исключительно из отличной. В дождливую погоду между дорожным покрытием и «сликом» появляется тонкая водяная пленка. Она мешает сцеплению, приводя к так называемому «аквапланированию». Для предотвращения этого эффекта и улучшению управляемости автомобиля на протекторах делают различные канавки.
Специально для транспорта шоссейных дорог существуют шины с продольными канавками. Ими оснащаются, в основном, междугородние автобусы и магистральные грузовые машины. Ввиду их большой массы вода выдавливается через эти канавки.
Так как легковые автомобили обладают существенно меньшей массой, то и канавки на шинах делают и с продольными, и с поперечными канавками. Поперечные канавки способствуют удалению воды, а также лучшему сцеплению с дорогой.
С увеличением количества канавок, возрастает нагрузка на протекторные выступы в «пятне» контакта, но одновременно ухудшается сцепление с дорогой.
Для шин автомобилей, предназначенных для движения по грунтовым дорогам, рисунок протекторов изготавливают более разреженным, так как канавки стандартной ширины не справляются с вязким грунтом.
На слуху чаще встречается «летняя», «зимняя» резина, «всепогодная» («всесезонка»). Рисунок «летних» шин — это шашки или ребра, разделенные неширокими канавками. Универсальные шины – рисунок в виде шашек или ребер, и может иметь грунтозацепы в виде массивных выступов по краям протектора. Шины повышенной проходимости — у них разреженный рисунок с мощными грунтозацепами по краям и недеформируемыми шашками в центре протектора.
Различают также направление рисунка на протекторах: направленный, ненаправленный и асимметричный. Каждый из них реализует свои качества на различных дорогах. Ненаправленный рисунок является наиболее универсальным.