У вас есть вопрос?

Делаем на века: как строят дороги в разных странах

16 апреля 2015 26742

В России есть такая поговорка, мол, в России две беды: дураки и дороги. Есть еще дополнение, что одна из этих бед создает другую. Думаю, мало кто станет спорить, что состояние дорог в нашей стране не просто оставляет желать лучшего, а умоляет об этом. Особенно сложно приходится в дождь, когда в любой из луж, которая встречается на пути среднестатистического русского автомобилиста, может скрываться вход в метро или даже в Нарнию.

Стоит ли упоминать о том, что езда по нашим дорогам не просто опасна для автомобиля, но и для вашего кармана. Ведь мало того, что придется за свои деньги чинить машину (да, можно попробовать засудить тех, кто виноват в таком состоянии дорожного полотна, но займет это ни один месяц, а ездить-то на работу надо), но вы к тому же можете попасть в неприятную ситуацию, когда сошедший вместе со снегом слой асфальта и дорожной разметки сыграет с вами злую шутку, на радость притаившимся за углом ДПСникам. Но неужели во всех странах мира все настолько плохо обстоит с дорогами? Мы решили разобраться в этом и посмотреть, как же строят дороги в других уголках нашей планеты, во сколько это обходится и сколько по таким дорогам можно ездить, не опасаясь за сохранность своей машины. Все данные приведены по старому курсу доллара.


Китай

Как водится, Китай является одной из наиболее быстро развивающихся стран мира. Поэтому к дорожному вопросу власти КНР подходят очень детально и со всей серьезностью. Никаких тебе простоев, опозданий и увеличения смет. Все делают точно и в срок, а иногда и быстрее. В год в Китае строят более 30 тысяч километров многополосных автострад. При этом китайские умельцы сначала кладут бетонные плиты, которые покрывают асфальтом.

Средняя стоимость 1 километра дороги в Китае составляет чуть больше 35 миллионов рублей. Но цифра колеблется, так, например, в пригороде Пекина и в самом городе средняя стоимость 1 километра дороги может достигать и 12 миллионов долларов (более 300 млн рублей). Максимальная же стоимость 1 километра дороги – 71 миллион долларов (более 2 млрд рублей). Именно во столько обошлось строительство километра скоростной магистрали Чандэ-Джишу. Но при всей своей цене китайские дороги довольно прочные. Эксплуатировать их можно на протяжении 20-25 лет.


Германия

В Германии 1 километр дороги обходится более чем в 120 млн рублей. Но все мы знаем, насколько педантичны немцы. Не зря есть такое понятие, как «немецкое качество». Это можно сказать и о дорогах. В строительстве они придерживаются всех нормативных документов, все выверено и вымерено несколько раз. При этом, немецкие дороги строят так, чтобы по ним было комфортно передвигаться водителям, пешеходам, а также, чтобы проезжающие мимо автомобили не мешали проживающим вблизи дорог людям.

Так, например, во время ремонта одной из городских улиц, длина которой достигает 2,5 тысяч метров, строители использовали специальный звукопоглощающий материал (укладывали его слоем, который в результате достиг 8 сантиметров). Стоимость работы обошлась менее чем в 3 миллиона евро, а результат-то налицо. Довольны остались все. Однако стоимость строительства сверхскоростных и известных во всем мире немецких автобанов составляет 20 миллионов евро (более 1 млрд рублей) за 1 километр. Не любят немцы экономить на дорогах. При этом срок службы дорожного полотна достигает 30 лет.


Строительство дорог в США

Дороги в США тоже отличаются своей долговечностью и тем, что власти предпочитают не экономить на них. Но стоит отметить и технику, которой руководствуются американские дорожные рабочие. Они фактически делают бетонные дороги. Да-да, несмотря на то, что на первый взгляд дороги США из такого же асфальта, как и наши, под асфальт строители укладывают бетон. Когда слой асфальта приходит в негодность – его заменяют новым, однако основная часть дороги остается нетронутой. Ведь бетон превосходно выдерживает экстремальные нагрузки, он очень прочен и долговечен. Особенно это важно на крупных магистралях, где постоянно ездят многотонные грузовики.

Цена 1 километра дороги колеблется от 72 миллионов рублей до 3 млрд рублей. Все зависит от местности, в которой проводятся работы, предназначения дороги и ряда других факторов. Известно, что самая дорогая дорога в США обошлась в 3 млрд рублей за 1 километр – это участок шоссе в Бостоне с огромным количеством тоннелей и эстакад. Срок службы американских дорог достигает 30 лет. Хотя, например, в Хьюстоне и Далласе есть участки шоссе, которые заливали еще в далеком 1960 году, и они до сих пор находятся в отличном состоянии.


Швейцария

Швейцарские дороги впору сравнивать со швейцарскими часами. Настолько же хороши и дороги. Одними из самых дорогостоящих и качественных дорог может похвалиться именно эта страна. Так, можно отметить туннель, стоимость строительства 1 километра которого обошлась властям Швейцарии в 1,8 млрд рублей. Но все же отношение к своему труду у дорожных работников этой страны совершенно другое. Здесь не делают «лишь бы сделать», строительство дорог в Швейцарии вполне можно сравнить с дорожными работами в Германии. Власти Швейцарии тоже предпочитают не экономить на дорогах, а жители, с свою очередь, очень бережно относятся к дорожному полотну.


Финляндия

Финляндия интересна, потому что находится недалеко от нас и в схожих климатических условиях, но тем не менее, между качеством дорог наших стран огромная пропасть. Так, например, на дорогах Финляндии выше шанс встретить лося, чем открытый люк, выбоину или яму шириной и глубиной со взрослого слона, которая к тому же еще и лужей прикрыта. Интересно даже не то из чего финны строят свои дороги, а то как это контролируется на всех уровнях. Так, например, в Финляндии изначально на ремонт или строительство дороги указывается минимальная цена, в которую подрядчик должен уложиться (ни тебе откатов и распилов, есть минимум, будь добр придерживаться). И только в экстренных случаях к этому минимуму добавляются дополнительные средства. И в список экстренных случаев не включается коррупция, необходимость «дать кому-нибудь на лапу» или желание директора дорожно-строительной компании купить себе обновленную иномарку премиум-класса. Средняя стоимость строительства 1 километра дороги составляет 40,6 млн рублей

Помимо этого, существуют организации, которые проверяют и контролируют качество материалов, которые используются при строительстве дорог, проверяется актуальность расходования денежных средств и материалов. Дорога «живет» 20 лет, а то и больше.

А у нас как? Обозначили сроки, распределили средства, а в итоге и ремонт дороги затянули на несколько лет, и средства за это время разворовали, и сделали из каких-то низкопробных материалов.


Россия

Наши чиновники в открытую признаются, что дорожное строительство и все, что с этим связано, является наиболее коррумпированной областью. Но почему-то продолжают закрывать на это глаза и выделять деньги из бюджета на ремонт дорог, которые еще недавно были построены. Весной асфальт в России сходит вместе со снегом, открывая истинное лицо большинства подрядчиков и чиновников, которые никаким образом не наказывают этих подрядчиков.

Дороги — это не просто больной вопрос нашей страны, большинство из них уже давно находятся на последнем издыхании, но вместо нормального и адекватного ремонта, наши доблестные дорожные рабочие и власти прибегают к излюбленному методу «ямочного ремонта», о таком чуде-юде неизвестно нигде. Ямочный ремонт приводит к тому, что вместо ям, которые больше походят на воронки от разорвавшихся снарядов, на дороге оказываются нелепо наляпанные куски асфальта, по которым без страха не проедешь, а если и проедешь – то костей не соберешь. Чтобы объехать все это «чудо ремонта» нужна недюжинная сноровка и реакция, потому что рядом с вами в соседнем ряду едет ваш собрат по несчастью, который тоже объезжает что-то, что когда-то было дорогой. Автомобилистам России впору открывать новый вид спорта – синхронная езда по российским дорогам. Здесь нам точно равных не будет.

И при всем при этом ежегодно, а иногда кажется, что и вовсе ежедневно, на содержание и ремонт дорожного полотна списываются огромные деньги. В год на ремонт и содержание дорог в России выделяется более 400 миллиардов рублей. Но где же ремонт и содержание? Неужели небрежно бросить лопату асфальта в яму нынче так дорого обходится? Средняя стоимость строительства 1 километра дороги в России составляет чуть больше 40 миллионов рублей. Хотя эта цифра уж слишком относительна. Но нам удалось догнать и перегнать Америку в дорожном вопросе. Так, стоимость 1 километра Четвертого транспортного кольца в Москве составила более 19 млрд рублей. Это является самой дорогой автотрассой в мире. Достижение, прямо скажем, сомнительное. Но и это еще полбеды. На втором месте по дороговизне оказалась трасса Адлер – Красная Поляна. Там 1 километр дороги обошелся более чем в 4 млрд рублей. Трасса длиной 48 километров обошлась бюджету России более чем в 200 млрд рублей.

Однако несмотря на все эти расценки, средняя продолжительность «жизни» дороги в России составляет 13 лет. Это в два и более раза меньше, чем в приведенных выше странах.

Основной проблемой в дорожном строительстве России остается коррупция и недобросовестность подрядчиков. В погоне за выгодой они не используют необходимые добавки, которые обеспечивали бы сохранность полотна в зимние и летние периоды, более того, используются низкокачественные материалы, которые сходят вместе со снегом. Но вина за все это должна ложиться не только на подрядчиков, но и на чиновников, которые не контролируют ход строительства на протяжении всего времени работ, не следят за тем, какие материалы используются, принимают низкокачественные дороги и вводят их в эксплуатацию, а самое главное, на тех чиновников, которые зная, что подрядчик виноват не требуют, чтобы он устранил дефекты за свои деньги, а ждут, когда «гарантия» полотна пройдет и можно будет выделить еще «немного» денег из бюджета на новый ремонт.

Пока мы, как граждане, не научимся решать эти проблемы и требовать от чиновников дорог, которые бы соответствовали их цене – на безопасную езду и удовольствие от вождения можно не надеяться. 

Источник: www.avto25.ru Дата: 16 апреля 2015 Автор: Елена Харитонова https://www.avto25.ru/news/articles/2015/04/16/23534.html
RSS

Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть