У вас есть вопрос?

Ущерб рассчитают по единому справочнику

18 декабря 2014 24456

Вопрос оценки ущерба в ДТП и размер компенсации до последнего времени оставался одним из самых острых в сфере ОСАГО.

Страховые компании всячески стараются занизить выплаты и привлекают для расчета ущерба «карманных» экспертов, которым для махинаций даже не нужно рисковать лицензией – просто можно воспользоваться одной из пяти методик расчета и взять ту, которая наиболее выгодна. Такая система должна уйти в прошлое с 1 декабря этого года, ведь теперь все страховщики, эксперты и оценщики при расчете стоимости ремонта должны пользоваться единым справочником с ценами и стоимостью нормо-часа.

Мало того, что до этого методик было много, так и точности в вопросе определения стоимости запчастей не было. Эксперты просто писали сумму, ориентируясь на некие среднерыночные показатели, а это очень ненадежное мерило, которым легко можно манипулировать.

Инициатором появление справочника, как ни странно, выступило страховое сообщество, а точнее Российский союз автостраховщиков. Тем более, что регулятор рынка страхования, Центробанк России, за пару недель до этого сделал обязательным использование новой системы подсчета вкупе с новыми справочниками. Для страховых компаний они – надежда на сокращение судебных издержек (по словам РСА, сегодня страховая компания тратит 10-15% выручки на суды), для водителей – вероятный способ на получение справедливой компенсации без волокиты.

В справочниках содержится информация о ценах на запчасти и различные виды ремонта для 50 марок легковых автомобилей. Автобусы, грузовики и мотоциклы пока не охвачены, для них система расчета остается прежней. Главной задачей составителей была дифференциация, ведь запчасти стоят в разных регионах страны по-разному. Для этого была введена система из 12 экономических зон, по которым распределили все субъекты Российской Федерации. Если учитывать общее количество запчастей в справочниках и количество экономических зон, получится порядка 40 миллионов наименований – колоссальный труд.

Здорово, что справочник не стали прятать от автовладельцев, а выложили в открытый доступ. Можно зайти на сайт РСА и узнать по каким ценам сегодня производится расчет. Для этого нужно знать каталожный номер искомой запчасти. Но это не проблема – его не трудно узнать в онлайн-магазинах, они обычно всегда указывают номер.


Мы смогли найти в онлайн-каталоге далеко не все запчасти

Мы немного протестировали программу, и результаты нас немного озадачили. Мы пробовали узнать стоимость компенсации передней фары головной оптики для нескольких бюджетных седанов. Коды запчастей были найдены в интернете и проверены. Из шести машин справочник смог выдать данные только по трем. Во всех случаях предложенная цена максимум на 150 рублей в ту или иную сторону отличалась от стоимости в среднестатистическом интернет-магазине. То есть общий размер компенсации, в целом, получился адекватным. Это порадовало.

А вот то, что еще для трех автомобилей программа не смогла ничего найти, удивило. В числе таких «непопавших» оказался даже Hyndai Soliaris, автомобиль очень популярный и распространенный, у страховщиков и экспертов наверняка очень востребованный. Вариантов тут два: либо на сайте РСА выложена программа не с полной копией базы данных, либо в ней используются нестандартные номера запчастей.


Оценка ущерба

Экспертам-техникам в плане поиска будет проще, чем журналистам Авто25.ру. Они для расчетов будут пользоваться не сайтом, а специальным программным обеспечением, которое и регион само рассчитывает, и ввод данных имеет более простой. Видимо, там проблем с поиском нужных запчастей не будет, но ценность сайта, как способа самопроверки результатов экспертизы, снижается.

Пока новые правила оценки работают еще слишком мало времени, чтобы оценить их адекватность и удовлетворенность водителей. Однако один «косяк» уже нашелся. В связи с резким ростом курса доллара и евро заметно подорожали не только автомобили, но и запчасти. Причем этот процесс только начался, и ценники в автомобильных магазинах наверняка будут переписаны еще не раз. Однако обновление базы данных в справочнике расчета ущерба планируется не чаще одного раза в полгода. За это время разрыв по ценам может быть большим.

Есть и еще одна проблема. Среднерыночные цены, которые указаны в справочнике, заметно ниже тех, которые используются на фирменных сервисах официального дилера марки. И это проблема для владельцев гарантийных авто. Ведь чтобы сохранить гарантию автовладелец должен ремонтироваться именно у дилера, но, по справочнику, полную сумму на такой ремонт он не получит. Будет ли сделано исключение для гарантийных автомобилей пока вопрос открытый.


Ремонт у официального дилера справочники не покроют

Кроме того, в проигрышном положении оказываются владельцы редких или официально в Россию не поставляемых автомобилей, например, с правым рулем. Данных по таким машинам в справочнике очень мало, так что рассчитывать на справедливую оценку ущерба их владельцам не приходится.

Уважаемые читатели, а как вы считаете, поможет ли единый справочник цен на запчасти и работу сделать оценку ущерба и выплаты страховых компаний более справедливыми, и снизить количество судебных процессов по этому поводу? Ждем ваши мнения в комментариях к этому материалу.

[vote_67]
Источник: www.avto25.ru Дата: 18 декабря 2014 Автор: Александр Нечаев https://www.avto25.ru/news/articles/2014/12/18/21632.html
RSS

Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть