У вас есть вопрос?
меню

«СтопХам»: санитары леса или провокаторы

29 ноября 2012 29526

Все большую популярность в стране набирает движение «СтопХам», ставящее своей целью борьбу против хамства на дорогах и нарушений правил дорожного движения. После серии громких и растиражированных в интернете акций в Москве у стопхамовцев появились последователи в регионах, однако споры о необходимости такого движения, его полезности и методах работы не утихают.

Редакция Авто25.ру изучила, что собой представляет «СтопХам», на каких базовых ценностях зиждется и во что может вылиться.

История

«СтопХам» был основан в 2010 году, в качестве одной из федеральных программ проправительственного молодежного движения «Наши» под руководством комиссара Дмитрия Чугунова. Проект был представлен в июле 2010 года на форуме «Селигер» и после общего одомрямса со стороны партии начал претворяться в жизнь. Суть движения – организация общественных акций, цель которых борьба с нарушениями ПДД и хамством на дорогах: стоянка в запрещенном месте, самозахват парковок, использование тротуаров, езда задним ходом для объезжания пробок. В 2012 году Чугунов перестал сотрудничать с «Нашими», справедливо посчитав, что связь с ним негативно сказывается на имидже движения. Так что с этого года «СтопХам» формально независимая организация.

Типичная акция движения выглядит так. Участники ищут неправильно припаркованные автомобили и, при наличии водителя, обращаются к нему с просьбой перепаковать автомобиль в соответствии с ПДД. В случае отказа сделать это, либо при отсутствии водителя, на лобовое стекло автомобиля с пассажирской стороны приклеивается круглая наклейка с достаточно провокационным текстом: «Мне плевать на всех – паркуюсь, где хочу». Все действо снимается видеокамерами и мобильными телефонами, а смонтированные ролики потом выкладываются в социальные сети и на ютуб.


Все акции снимаются на видео.

Часто такие акции заканчиваются скандалами. Водителям, особенно на дорогих автомобилях с «блатными» номерами, не нравится, что кто-то указываем им на несоблюдение ПДД. В лучшем случае дело доходит до словестной перебранки, но бывают и случаи рукоприкладства.

Самый громкий скандал случился в этом году у ТЦ «Европейский» в Москве, когда представители движения уличили в неправильной парковке супругу заместителя полпреда Чечни при президенте РФ Тамерлана Мингаева. Дело закончилось потасовкой, в ходе которой Мадина и ее сын Ислам угрожали участникам акции и их семьям физической расправой. Запись попала на ютуб, где ее посмотрели более 5 миллионов раз, после чего было заведено уголовное дело о хулиганстве, а президент Чечни Рамзан Кадыров был вынужден уволить Мингаева в связи с неприемлемыми публичными действиями его жены. Это самое значительное достижение движения за всю историю его существования.

«СтопХам» в южных регионах

После успеха в столице идея движения стала распространяться в регионы, где хватает как водителей-хамов, так и общественных активистов. Отметим, что движения в регионах поддерживают инициативщики на местах, у которых связь с федеральным центром может быть слабой, либо отсутствовать совсем. Это иногда приводит к тому, что в регионах участники движения ведут себя по-иному, нежели столичное объединение.

В городах юга России «СтопХам» тоже развивается. Самый сильный отклик оно пока нашло в Краснодаре. Летом этого года активисты движения устраивали облавы на неправильно припарковавшихся краснодарцев чуть ли не каждую неделю. Про акции снимало передачи местное телевидение и писали газеты. Оценка деятельности краснодарских стопхамов была в целом положительная и обошлось без крупных скандалов. Некоторые видеоролики, снятые в Краснодаре, были опубликованы на федеральном сайте проекта. Правда, в сентябре бывшие организаторы рейдов отказались от этой идеи, так что пока в городе мероприятия движение не проводит – ведется поиск новых лидеров.

В Пятигорске движение тоже довольно активно. Уже успело состояться 2 мероприятия. Первое, которое прошло 4 октября, завершилось спокойно, без скандалов и нарушений общественного порядка. А вот второе, 16 ноября, в котором принимал участие федеральный лидер проекта Дмитрий Чугунов, подтвердило скандальность организации. Страсти разгорелись на парковке около магазина «Евромода», которую владельцы магазина считают частной собственностью и препятствуют там свободной остановке автомобилей. Конфликт перерос в словестную баталию, но закончился довольно мирно. В любом случае, вопросом заинтересовались в мэрии города и обещали дать оценку сложившейся ситуации. Привлечение властей и общественности к проблеме – уже победа представителей «СтопХама».

А вот в еще одном крупном южном городе, Ставрополе, движение не очень развито. Создана только группа Вконтакте, которая аккумулирует недовольных хамством земляков, но до реальных акций дело пока не дошло. Аналогичная картина наблюдается и в Ростове-на-Дону. Группа есть, единомышленники вроде бы собраны, но акций опять-таки не было. Возможно, все еще впереди.

За и против

Деятельность движения «СтопХам» мало кто оценивает равнодушно. Обычно оценки простираются от «Браво, молодцы» до ненормативной лексики, причем последнюю употребляют не только те, кому участники движения приклеили стикер, но и сторонние наблюдатели. Попробуем аккумулировать точки зрения за и против «СтопХама».

За

  1. «СтопХам» выполняет функцию, с которой не может справиться ГИБДД. Дело даже не в том, что полицейские не контролируют парковку и соблюдение ПДД, а в том, что для них есть авторитеты. Этого штрафовать нельзя, этого нельзя. Обратите внимание, что наиболее по-хамски на дорогах ведут себя дорогие автомобили с «блатными» номерами, и это происходит именно от чувства вседозволенности. «СтопХам» с такими автомобилями борется, причем довольно успешно.
  2. «СтопХам» – общественная организация, ее участники работают не за деньги, а за идею (во всяком случае, рядовые участники). Они стремятся развить в стране гражданское общество, которое само будет регулировать злоупотребления. Одно дело, когда водители соблюдают ПДД потому, что боятся штрафа, а другое – потому, что опасаются общественного порицания. В нашей стране такого пока нет, но ведь нужно с чего-то начинать.
  3. Движение «СтопХам» дает возможность сплотиться неравнодушным людям и заявить о своей гражданской позиции. Часто «СтопХам» упрекают в бессмысленности акций, мол, на место одного хама тут же станет другой, но нужно понимать, что перестройка общественного сознания длительный процесс, который не может произойти в одночасье.

Марка и стоимость автомобиля стопхамовцев не смущает.

Против

  1. Благое дело активисты «СтопХама» делают весьма спорными методами. По большому счету правы те, кто называет участников движения провокаторами. Зачастую они сознательно накаляют обстановку, видимо для медиаэффекта. Отсюда и большое количество скандалов, которые неразрывно связаны с деятельностью организации.
  2. Негативу имиджу «СтопХама» добавляет бывшая связь с проправительственными организациями, к которым отношение в обществе крайне отрицательное. Сегодня «СтопХам» формально от них отделился, но осадочек, как говорится, остался. Тем более, что общий стиль и принцип организации общественных акций очень похож на тех же «Наших».
  3. Юридическая оценка действий представителей движения довольно противоречива, особенно в части наклеек. Некоторые считают, что их можно квалифицировать как хулиганство или нанесение вреда чужому имуществу, но есть и другая точка зрения: вреда наклейки не приносят, потому что их легко удалить и следов они после себя не оставляют. Зато, отмечают некоторые юристы, «потерпевшие» водители могут подать в суд на активистов на компенсацию морального вреда, потому что наклейка может нанести вред чести, достоинству и деловой репутации водителя. Правда, пока таких случаев зафиксировано не было.

Уважаемые читатели, мы предоставили самую разнообразную информацию о деятельности движения «СтопХам», а выводы предлагаем делать вам. Нужно ли оно обществу? Помогает ли решить проблему хамства на дорогах? Правомерны ли с нравственной точки зрения действия активистов? Свои мнения вы можете высказать в комментариях к этому материалу.

Источник: www.avto25.ru Дата: 29 ноября 2012 Автор: Александр Нечаев Автор фотографий: nnm.ru https://www.avto25.ru/news/articles/2012/11/29/13036.html
RSS
Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть