У вас есть вопрос?

Автомобильный подвиг Великой войны

07 мая 2015 13584

В канун юбилейной, семидесятой годовщины Великой Победы мы не могли не сделать материал, посвященной этой войне. Но поскольку сайт у нас связан с автомобилями, то и тему мы выбрали соответствующую. В войну хватало геройских поступков со стороны водителей и техников, но, пожалуй, самым известным эпизодом стала доставка продовольствия в блокадный Ленинград по льду замерзшего Ладонежского озера, которое стало известно под названием Дорога жизни.

На берегу Ладожского озера возле Санкт-Петербурга стоит необычный памятник в виде разомкнутого кольца. Здесь разрывалась блокада Ленинграда – именно в этом месте на лед спускалась Дорога жизни. Тысячи человек рисковали собой, чтобы вывезти людей из осажденного города или доставить туда продукты и топливо.

Лед был по 3 сантиметра

Ленинград был одним из приоритетных направлений для немцев. Когда летом 1940 года Гитлер утвердил план нападения на СССР захват Ленинграда стоял одной из важных задач. Поначалу все шло по плану. Под натиском немцев застигнутая врасплох Советская армия откатилась до реки Луги близ Древнего Новгорода. Немецкие войска совершили обходной маневр, и вышли к Мге – всего в 16 километрах от Ленинграда. Дальше им пройти не удалось, но город попал в блокаду. Было это в сентябре 1941 года.

Гитлер приказал добиваться капитуляции города бомбардировками, артобстрелами и голодом. Немцами были уничтожены основные продуктовые склады, а ведь в городе оставалось два с половиной миллиона жителей. В течение сентября-ноября нормы выдачи хлеба населению снижались 5 раз. И, в конце концов, стали ниже физиологического минимума: 13 ноября 200-граммовый паек был уменьшен до 150 граммов хлеба, а с 20 ноября он составил лишь 125 граммов.


Корабли доставляли продовольствие в Ленинград, пока на реке не появился лед

Пока Ладога полностью не замерзла, продовольствие в Ленинград доставляли кораблями. Но, в конце концов, навигация была прекращена, и город оказался вообще без поставок. Выход из этого положения был только один – проложить дорогу от Ленинграда до Кобоны – деревни на другом берегу Ладожского озера. Ленинградские гидрологи, которых поначалу пытались привлечь к прокладке трассы через Ладогу, в один голос сказали, что это невозможно, ведь в ноябре лед едва выдерживал человека, но другого выбора не было.

Это должна была быть дорога шириной в 10 метров с пунктами обогрева через каждые 5 километров. Но суровые условия вносили свои коррективы. Озеро не замерзало полностью, в декабре толщина льда в некоторых местах была не больше 3 сантиметров. Трассу прокладывали по принципу наименьших глубин – там лед прорывался реже. Так осенью 41-го появилась военно-автомобильная дорога №101.


Санный обоз

Сначала в город послали пробный санный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М. C. Муровым, но перевезти на лошадях, тем более страдающих от бескормицы, удалось, конечно, не так уж много – 63 тонны муки. Это была капля в море, ведь даже по «голодной норме» в середине декабря 1941-го город потреблял ежедневно около 500 т муки. Но все-таки дорогу кое-как испытали.

22 ноября из Ленинграда порожняком отправилась первая колонна из 60 полуторок. На следующий день колонна прибыла в деревню восточном берегу Ладожского озера. День ушел на погрузку, и к вечеру колонна отбыла обратно, а 24 ноября она была уже в Ленинграде. Правда, привезла она еще меньше, чем лошади – 33 тонны. Машины боялись грузить по максимуму.

Вскоре нагрузку удалось увеличить весьма оригинальным способом – к полуторке стали закреплять на прицеп обычные лошадиные сани – таким образом удалось распределить нагрузку на лед по большей площади, а вскоре, когда лед еще больше окреп, кроме саней стали закреплять еще и колесные прицепы.


С помощью саней увеличивали грузоподъемность

На морозе без кабины

На Дороге работали несколько тысяч, а по некоторым данным, десятки тысяч человек. Это и водители, и механики, и те, кто прокладывал путь и занимался разведкой льда, и регулировщики, которые отправляли колонны наиболее безопасными маршрутами. Каждый день они подвергали опасности свои жизни, рискуя или уйти под лед, или стать жертвой вражеских обстрелов. И неизвестно, что было опаснее.


Машины часто проваливались под лед. Кадр из фильма «Ладога - дорога жизни»

Несмотря на все предостережения тонули машины десятками. Водители всегда были готовы выскочить, но и это не всегда помогало – многие гибли. Часто причиной смертей становился мороз – когда машины глохли или застревали.

Один из блокадных водителей, Василий Сердюк, вспоминал, как застрял ночью в сугробе. Он пытался согреться, пока не услышал удар в борт – в темноте на грузовик наехал старик с санной упряжкой. Увидев шофера, старик вдруг замолк.
– Никак живой! – проговорил он с удивлением. – Один?
– Один!
– Тебе повезло, парень!
И кивнул через лошадиный круп в сторону саней. Там под рогожей лежало несколько окоченевших тел.

Вражеская авиация, естественно, пыталась противодействовать снабжению Ленинграда. Дорога жизни проходила на расстоянии 20-25 км от занятого противником берега, поэтому большое внимание уделялось охране. В первую зиму советские истребители провели над Ладогой 143 воздушных боя с противником, а системы ПВО сбили 51 фашистский самолет. Парализовать военно-автомобильную дорогу врагу не удалось, но потери среди советских солдат были значительны.


Кадр из фильма «Ладога - дорога жизни»

Отдельного упоминания заслуживают условия работы водителей. Военной модификации полуторки и так незнакомо слово «комфорт», но в данном случае ради снижения веса автомобили значительно облегчали, иногда полностью отказывались от кабины, и водители ехали на сильном морозе обдуваемые всеми ветрами. Лишь к концу первой зимы на основных участках трассы были созданы пункты помощи, где водитель мог согреться или починить автомобиль.

Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6 000 тонн грузов.


Движение транспорта по Дороге жизни

Спасли город

В первую зиму блокады автомобильная дорога жизни работала до апреля, во вторую зиму перевозка грузов автотранспортом продолжилась. К счастью, в январе 1943 года советским войскам удалось прорвать блокаду.

Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни за весь период ее действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек. Всего по Ледовой дороге в Ленинград переправили свыше 360 тыс. тонн грузов, в основном продовольствия и фуража.


Памятник героям легендарной Дороги Жизни на берегу Ладоги

Без преувеличения можно сказать, что дорога жизни спасла Ленинград от голода. Введение в действие ледовой дороги существенно улучшило снабжение ленинградцев продовольствием: 25 декабря норму пайка вновь вернули к 200-граммовой отметке, а 24 января подняли до 250 грамм. Дорога жизни позволила не только снабжать Ленинград продовольствием, но и боеприпасами, и переправлять живую силу – как в Ленинград, так и из города.

Никто не знает, сколько людей погибло на Дороге жизни – от обстрелов или на тонком льду. Машины доставали со дна озера еще несколько десятилетий после окончания войны. Теперь бронзовая копия такой машины стоит на берегу Ладожского озера как памятник подвигу, который изо дня в день совершали обычные люди на военно-автомобильной дороге №101.

Источник: www.avto25.ru Дата: 07 мая 2015 Автор: Александр Нечаев https://www.avto25.ru/news/articles/2015/05/07/23849.html
RSS

Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть