У вас есть вопрос?

Автомобили Победы

30 апреля 2015 13092

Отдавая дань памяти героям Великой Отечественной войны нельзя забывать о тех автомобилях, которые посодействовали советским солдатам и их союзникам в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Многие автомобили того периода, отслужив свое на благо мира, сейчас являются памятниками, которые можно встретить на просторах бывшего СССР. Некоторые, особенно полюбившиеся, еще на ходу, не без помощи энтузиастов, которые занимаются их обслуживанием.

Несмотря на то, что война оставила большой отпечаток на жизнях многих людей по всему миру, особенно кровопролитные сражения разворачивались на территории СССР. Однако годы идут, поколения сменяются, и некоторые представляют себе, как выглядят автомобили той эпохи, только благодаря советским фильмам о войне.

Мы решили отдать дань уважения «железным коням», которые внесли свой вклад в Великую Победу. В этой статье мы постараемся вспомнить значимые автомобили, которыми пользовались советские солдаты и их союзники.

ГАЗ-ММ и ГАЗ-М1


ГАЗ-ММ или «Полуторка»

Говоря о Великой Отечественной войне нельзя не вспомнить «полуторку» и «эмку», иными словами ГАЗ-ММ и ГАЗ-М1. История грузовичка ГАЗ-ММ или в простонародье «полуторка» началась с того самого момента, как в 1932 году в распоряжении советских инженеров оказались чертежи и машинокомплекты автомобиля Ford-АА. Однако нашим умельцам пришлось вносить некоторые изменения в конструкцию автомобиля. Внешне он все же напоминал «Форд», но для советских граждан он навсегда остался всеми любимой «полуторкой».


ГАЗ-М1

Похожая история связана и с легковушкой ГАЗ-М1. Прототипом для «эмки» послужил Ford model A. Также, как и с грузовичком, инженерам пришлось поработать и что-то изменить. Так и получился автомобиль ГАЗ-М1.

С приходом войны «полуторку» пришлось модернизировать. В первую очередь думали об удешевлении и ускорении производства: страна оказалась не готова к трагическим событиям. К началу войны внешний вид ГАЗ-ММ изменился кардинально: у грузовичка пропала правая фара, зеркало заднего вида, бампер, глушитель и даже передние тормоза. Несмотря на то, что уже какое-то время кабину «полуторки» делали полностью из железа, пришлось «затянуть пояса», кабина вновь стала деревянной, также, как и сидение водителя. Автомобили, стали называться ГАЗ-ММ-В (условно), что обозначало «военные».

«Полуторка» стала так известна благодаря тому, что именно она чаще других грузовиков ходила по «Дороге жизни» из блокадного Ленинграда. Грузовичок ГАЗ-ММ спас ни одну сотню жизней, помогая ослабевшим ленинградцам покидать оккупированный немцами город. Этот же грузовичок привозил в Ленинград продовольствие.

С «полуторкой» связана даже ленинградская легенда времен оккупации, которая ходила среди жителей города. Поговаривали, что однажды ГАЗ-ММ, который вез продовольствие в город по Ладожскому озеру, заглох. Водителю нужно было отогреть двигатель. Он решил сделать это разорванным ватником, смоченным в бензине. Всю эту конструкцию он намотал на руки, однако начался обстрел. Водитель не успел избавиться от горящих тряпок, так и уехал с практически горящими руками. В город он приехал с сильно обожженными кистями рук. Среди ленинградцев водителя называли Безымянным героем и каждый, кто получал блокадную пайку верил, что в этом кусочке хлеба есть толика муки этого самого героя. Неизвестно, подлинная ли это история или нет, но такое вполне могло случиться.

ЗИС-5 и ЗИС-6


ЗИС-5

Многим ЗИС-5 (или «трехтонка») известен по памятникам Великой Отечественной войны, именно «трехтонка» чаще остальных (даже чаще «полуторки») появляется на пьедесталах. Хотя внешне автомобили очень похожи, но ЗИС-5 значительно больше своего собрата ГАЗ-ММ. Его прототипом стал грузовой автомобиль Autocar-5S. Однако он выступил только прототипом. Советским инженерам пришлось «повозиться» и создать из того, что у них уже имелось более современный и выносливый автомобиль.


ЗИС-6

Что у них в итоге и получилось. Как и ГАЗ-ММ, для военных целей «трехтонку» модернизировали. Изначально «Катюшу» пробовали монтировать именно на грузовой автомобиль ЗИС-5, но шасси грузовика не выдерживало интенсивности стрельбы, к тому же автомобиль обладал не слишком хорошей проходимостью по грунту. Поэтому «Катюшу» решено было монтировать на ЗИС-6 – шестиколесного собрата «трехтонки». Однако даже для ЗИС-6 она оказалась слишком тяжелой, поэтому, когда по ленд-лизу в СССР начали поставлять «Студебеккер», «Катюши» стали крепить именно на них.

ГАЗ-67


ГАЗ-67

В 1942 году в СССР появился «русский виллис», автомобиль ГАЗ-67, который также называли «Иван-виллис» или «козлик». Однако появлению ГАЗ-67 предшествовало создание ГАЗ-64 – его спроектировали и собрали всего за 51 день. Однако выпущен он был ограниченным тиражом, всего 686 экземпляров.

После чего было принято решение усовершенствовать ГАЗ-64, именно так появился «русский виллис» или «козлик». В 1942 году ГАЗ-67 уже поставлялся на фронт. А производился он вплоть до 1953 года. После чего его сменил ГАЗ-69.

Однако советским солдатам не хватало отечественных автомобилей, что вполне понятно, учитывая условия военного времени. Заводы не успевали выпускать необходимо количество автомобилей, ведь большинство из них были перепрофилированы на производство оружия. Поэтому без помощи союзников советская армия проигрывала по укомплектованности автотехникой. Иной раз именно наличие автомобиля, который мог быстро доставить военнослужащего со срочным сообщением из точки «А» в точку «Б», решало исход целого боя. Поэтому нужно отдать должное советским союзникам, входящим в Антигитлеровскую коалицию, которые занимались поставкой автомобилей на территорию Союза. Больше всего автомобилей прибыло в СССР по договору ленд-лиза из США.

Willys MA, Bantam BRC 40 и Ford GP


Willys MA

«Виллисы» смогли покорить советских солдат настолько, что все военные внедорожники (кроме внедорожников фирмы «Бантам») называли именно «виллисами». История Willys стартовала за год до начала Великой Отечественной войны и связана со скандалом. И вряд ли кто-то мог подумать, что «виллисы» станут настолько популярны среди советских солдат. Началось все с того, что армия США организовала конкурс на создание военных внедорожников. Участникам конкурса предложили уложиться в 2 месяца. Тогда в конкурсе участвовали 2 фирмы: «Willys-Overland Motors» и «American Bantam». В срок конкурса уложилась только компания «Бантам», однако фирма «Виллис» решила хитрить и не сдаваться. Компания подкупила кого-то из должностных лиц, чтобы продлить сроки конкурса, после чего выкрала техническую документацию соперника и, собственно, создала свой «вилисс».


Bantam BRC 40

Однако благодаря тому, что сроки проведения конкурса увеличились, в нем теперь уже могла поучаствовать всем известная компания «Ford». Так вышло, что все три «первых» военных внедорожника оказались похожи друг на друга. Но теперь-то мы знаем, что компания «Виллис» выкрала чертежи у «Бантома», но почему прототип «Форда» оказался похож на автомобили конкурентов – остается загадкой, возможно гигант автомобилестроения тоже решил схитрить. Так появились Bantam BRC 40, Willys MA и Ford GP.


Ford GP

Большую часть из «пробных» внедорожников отослали в СССР по договору ленд-лиза. В свою очередь американские автомобили очень полюбились советским военнослужащим, они оказались менее прихотливы, чем отечественные машины и без проблем преодолевали бездорожье. Особенно полюбились военным «виллисы». «Виллисами» называли все внедорожники, кроме автомобилей «Бантам» их любя называли «бантиками».

Studebaker US6


Studebaker US6


«Студебеккеры» тоже пришлись по вкусу советским солдатам. Но появление на территории Советского Союза «Студебеккера» связано с провалом фирмы на территории Америки. Грузовик Studebaker US6 не подошел по ряду характеристик для армии США, поэтому фирма «Studebaker Corporation» могла бы провалиться, если бы не ленд-лиз и поставки в Союз и Великобританию. Грузовики оказались намного более «выносливые», чем советские машины. На «Студебеккеры» крепились «Катюши». Большинство «Студебеккеров», отправлявшихся по ленд-лизу союзникам, были доставлены в СССР, намного меньше грузовиков отправились в Великобританию.

Matador 


Matador

Одним из самых популярных тягачей английской армии являлся Matador. Он использовался для перевозки тяжеловесных орудий. С 1937 года по 1945 год было произведено более 10 тысяч тягачей Matador. В армии Великобритании «Матадоров» использовали вплоть до 1970 годов. Транспортировку орудий мог потянуть не каждый грузовик, но у «Матадора» с этим проблем не возникало. Он имел множество модификаций. Были даже версии тягача с гусеницами.

Peugeot 201


Peugeot 201

На «службе» в многочисленных французских штабах находились легковые автомобили «Пежо» и несмотря на то, что внешний вид автомобиля Peugeot 201 даже отдаленно не напоминал военную машину, «Пежо 201» использовались как для перевозки командующих, так и в бою. На заднем сидении мог спокойно разместиться пулеметчик с боекомплектами, который стрелял через открытую часть брезентового верха кузова.

Автомобилей, которые участвовали в военных действиях было много, одни запомнились лучше, чем другие. Говорить о них можно часами, а вспоминать их неделями. Но еще важнее помнить о героизме советских граждан, которые ценой собственных жизней защищали свою Родину и дали возможность мирно жить следующим поколениям. Мы обязаны благодарить их и сделать так, чтобы их подвиг никогда не был забыт.
 

Источник: www.avto25.ru Дата: 30 апреля 2015 Автор: Елена Харитонова https://www.avto25.ru/news/articles/2015/04/30/23770.html
RSS

Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть