У вас есть вопрос?

Эвакуация: наш каприз за ваши деньги

13 ноября 2014 11592

У российских автовладельцев появилась новая проблема. Мало нам ОСАГО, техосмотров, плохих дорог, колхозного тюнинга, постоянно дорожающего бензина и других прелестей жизни – так теперь еще нужно решать проблемы, связанные с платной эвакуацией. Два года назад депутаты Госдумы разрешили эвакуировать автомобили за деньги и словно открыли ящик Пандоры, из которого вылезли многочисленные конфликты, акции протеста и скандалы.

Особенно ситуация накалилась осенью 2014 года, когда после ряда громких инцидентов все в той же Госдуме задумались об отмене или как минимум коррекции своего же закона. В этом материале мы расскажем о хронике войны между водителями и эвакуаторщиками, методах ведения боевых действий, потерях и героях, а также проектах мирных договоров.

История вопроса

Теоретически эвакуация автомобилей в России существует уже долго, был даже короткий период в середине 2000-х годов когда за нее пытались брать деньги с водителей. Но почти всегда она обеспечивалась за счет бюджета города или региона. Будучи бесплатной эвакуация почти во всех городах работала ни шатко ни валко. В парке государственного учреждения были 1-2 машины, которые выезжали только по большим праздникам и исключительным случаям, когда какой-нибудь «герой» припарковался так, что блокировал все движение.

Вялость процесса было объяснить очень просто – законодательно было прописано, что сама эвакуация и первые сутки хранения на штрафстоянке были бесплатными. И только со вторых суток хранения автомобиля начиналась взиматься плата. Было прописано, что если через какое-то время владелец не объявится, то автомобиль можно утилизировать и покрыть расходы, но все равно эвакуаторщики работали только за счет бюджетных средств и в «минус».

Чтобы как-то подстегнуть сферу, депутаты Госдумы приняли поправки в КоАП, которые вступили в силу 1 июля 2012 года. Они мало того, что значительно увеличили сумму штрафа за неправильную парковку, так еще и предписывали владельцам компенсировать затраты за перемещение автомобиля на штрафстоянку и его хранения. Цель законодателей понятна – борьба с пробками, но это был первый шаг к хаосу. Второй состоял в том, что тарифы на эвакуацию законодатели отдали на откуп регионам. То есть в каждом конкретном субъекте федерации местный законодательный орган решает сколько и за что будет платить водитель.


Платная эвакуцация

Сразу после вступления поправок в силу резкой активизации службы эвакуаторов не случилось. Пока принимали тарифы, пока покупали сами эвакуаторы, обучали персонал. В Москве, например, платная эвакуация официально начала работать 13 сентября 2013 года. В Воронеже первые эвакуаторы появились еще в 2012-м, но массовым явление тоже стали в прошлом году. То есть ситуация накалилась буквально за год, а причина этого сам принцип работы служб эвакуации.

Как оно работает

Официально за эвакуацию в каждом регионе отвечают бюджетные организации. Они по-разному называются и могут иметь различные формы ведения хозяйственной деятельность. Для примера – в Москве это ГКУ «Администратор московского парковочного пространства». Нюанс в том, что своих эвакуаторов у таких организаций или нет совсем или очень мало. Чтобы получить приличное количество работающих машин заключаются договора с частниками, которые предоставляют свое оборудование на нужды платной эвакуации, а за это получают компенсацию.

Кстати о ней. Как мы уже упоминали выше, право определять тариф получили региональные власти, и они не стали скромничать. Почти во всех субъектах федерации стоимость эвакуации и хранения неправильно припаркованного транспорта в полтора-два раза выше чем коммерческие расценки на те же виды услуг. Для примера, в Воронеже транспортировать сломавшийся легковой автомобиль стоит 50-70 рублей за километр, тогда как тариф на эвакуацию 102 рубля за километр, причем оплачивающийся в оба конца. Вот и выходит, что платная эвакуация автомобилей – очень выгодный бизнес с высокой рентабельностью. А еще Карл Маркс писал, что ради высокой прибыли капиталист пойдет на любое преступление. Стоит ли удивляться многочисленным нарушениям в этой сфере.

Напряжению ситуации добавляет принцип оплаты водителям эвакуаторов. Мало того, что зарплату они получают за количество вывезенных на штрафстоянку авто, так еще и существует план, который нужно выполнить, чтобы не подвергнуться финансовым санкциям.


Когда машину уже повезли, вернуть ее можно только после оплаты

Не удивительно, что среди работников эвакуаторов никто не думает о высокой цели освобождения дорог от неправильно припаркованных машин, а стремится «схватить» как можно больше легкодоступных машин и срубить побольше денег. Для этой цели в ход идут различные ухищрения – и сговор с сотрудниками ГИБДД, которые штампуют постановления, и «одноразовые» знаки, запрещающие парковку и самое популярное – невозвращение автомобиля владельцу.

По закону если хозяин машины вернулся до того как эвакуатор с погруженным автомобилем начал движение, владелец имеет право потребовать, чтобы машину ему тут же вернули. Штраф за неправильную парковку он, естественно, заплатит, но вот оплачивать эвакуацию и хранение уже не должен будет. Но ведь водитель эвакуатора ехал, потратил время и топливо, а получается, что за машину он ничего не заработает, да и рискует план не выполнить. Так что среди эвакуаторщиков появилась мода – уж если приехал, то грузить до конца, не обращая внимание на законное требование вернуть автомобиль.

Возможность безнаказанно обходить закон быстро развращает. Очень красноречивые примеры автор этого материала нашел в блоге одного из правозащитников. Он приводил цитаты из общения с эвакуаторщиками во время одной из самостийных акций протеста. Как говорится, цитаты без купюр.

«Один семь часов в машине сидел, потом слез и поехал на штрафстоянку. Там-то мы его проучили, стоял под дождем те же семь часов, а мы ему машину не отдавали».

«Какая-то девушка так бежала за своей машиной на каблуках, что упала и лицо в кровь разбила. Ну, теперь будет знать, где машину парковать».

«Надо устроить ему полную проверку по базам. Если хоть рубль бюджету должен, побегает за справками, поймет, что не прав».

Автор блога не стесняясь сравнивает работников служб эвакуации с садистами, которые получают удовлетворение от мучений других людей. Да и не он один: «грабеж и вымогательство» – в последнее время частая характеристика работы эвакуаторщиков. Не удивительно, что у водителей нашлись свои меры борьбы.

Поставь мою тачку, чувак!

Героем сопротивления стал москвич Константин Алтухов, которого в народе прозвали «паркмен», по аналогии с американскими супергероями. Он стал известен благодаря тому, что больше 20 часов просидел в своем пикапе, протестуя против эвакуации. Вернувшись к машине, он увидел, как ее грузят, но не растерялся и забрался в автомобиль. Транспортировать машину с людьми запрещено, поэтому эвакуатор никуда не поехал. Началась долгая борьба нервов, после которой руководство службы эвакуации все-таки распорядилось вернуть автомобиль владельцу. Алтухов повел себя грамотно, сумев привлечь к себе внимание со стороны СМИ и правозащитников, которые подняли шумиху и, во многом, позволили решить вопрос в пользу автовладельца.


Паркмен

После того как история Алтухова получила широкую огласку его методом стали протестовать и другие автовладельцы, правда так долго находиться в автомобиле им уже не приходится. Эвакуаторщики, зная о слабости своей позиции в этом вопросе, стали куда сговорчивее. Но беспредел с эвакуацией продолжается. Кроме того, в эвакуационных службах придумали ответный ход – обратится в полицию с заявлением. Уже есть и обратный прецедент, когда одного из борцов арестовали на пять суток, с мотивировкой «неподчинение требованию сотрудника полиции».

Появились и средства борьбы с самой эвакуацией. Так, некоторые автовладельцы стали «привязывать» свои машины цепями к оградам, столбам и рекламным конструкциям. Эвакуаторщики с такими машинами предпочитают не связываться, потому что попытка переместить такое авто почти наверняка причинит ему повреждения, которые потом владелец сможет взыскать через суд. Появились в продаже и специальные «антиэвакуаторы», которые блокируют доступ к колесу и не дают манипулятору подцепить автомобиль.

Страховка покроет?

Еще одна глава взаимоотношений водителей и сотрудников служб эвакуации связана со случаями повреждения автомобилей. Они не так редки как хотелось бы. Вопрос стал острым после еще одного прецедентного случая в Москве. Эвакуатор с автомобилем Volkswagen Touareg попал в аварию, дорогая иномарка перевернулась, получила серьезные повреждения и восстановлению не подлежит. Самое интересное, что ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» свалила вину на подрядчика, который занимался перевозкой, а сама при этом выставила владельцу авто счет на эвакуацию. Ситуация, правда, закончилась хеппи-эндом – компенсацию москвич получит, если уже не получил.

Но так заканчиваются далеко не все истории. Повреждения от эвакуаторов обычно не такие значительные, но все равно крайне неприятные. В теории все перевозки застрахованы и владелец сможет получить компенсацию, но на практике нужно доказать, что повреждения нанес именно эвакуатор, а вот с этим бывают проблемы. Никто же не фотографирует свои авто каждый день, а какие еще доказательства можно предъявить, что эта царапина и вмятина появились вследствие небрежной эвакуации. Если что случится автовладельцы должны быть готовы к тому, что к поиску доказательств нужно будет подойти творчески.

Кстати, тех, кто застрахован по КАСКО и думает, что это обезопасит от проблем с получением компенсации, разочаруем – страховые компании не распространяют действие полиса под эвакуацию, ведь считается, что автомобиль в это время не двигался.


Повреждения при эвакуации оплачиваются страховкой, но этот факт еще нужно доказать

Обратная реакция

Волна, которую подняли автовладельцы против эвакуации, докатилась и до Госдумы. В ноября-декабре депутаты должны рассмотреть сразу два проекта, которые так или иначе меняют механизм платной эвакуации. Не факт, что примут, но…

Первый вариант фактически предлагает вернуться к схеме, которая функционировала до 2012 года – то есть эвакуация будет бесплатной, а платить за нее станет государство. Понятно, что тогда эвакуаторы почти пропадут с городских улиц, ведь у бюджетов нет денег на оплату массированной очистки улиц.

Второй проект хитрее – он предлагает оставить платную эвакуацию, но только в тех ситуациях, когда неправильно припаркованный автомобиль мешает движению пешеходов или других машин. Если же виновник «просто» нарушает знак или разметку, но критически не мешает проезду, то эвакуировать такие авто будет запрещено. Очевидно, что база потенциальных нарушителей значительно снизится, но возможных злоупотреблений это не исключает. Оставшиеся без работы эвакуаторщики наверняка будут стараться как-то подогнать деяния водителей под необходимый стандарт, наверняка не гнушаясь даже фальсификациями.

Вместо вывода

Ситуация с эвакуацией неоднозначна и с моральной точки зрения, ведь обиженной стороной в данной ситуации выступают люди, которые нарушили ПДД и далеко не правы. Общественное мнение разделилось – кто-то считает, что беспредел с эвакуацией это справедливая кара за неправильную парковку – соблюдай ПДД и никто тебя не тронет. Но оппоненты полагают, что даже у нарушивших правила есть свои права и то, что они оплачивают штраф, уже достаточное наказание.

При этом нужно признать, что особых причин давать эвакуаторщикам огромные полномочия нет, неправильно припаркованные авто лишь капля в море причин возникновения пробок. Надо бы заняться инфраструктурой, дорогами, организацией движения, это более действенные методы чем увозить тех, кто стоит неправильно – ну а водителям лучше всего просто парковаться правильно. Как говорили китайские мудрецы, самая хорошая война это та, которой удалось избежать. И война с эвакуаторами не исключение.

[vote_63]
Источник: www.avto25.ru Дата: 13 ноября 2014 Автор: Александр Нечаев https://www.avto25.ru/news/articles/2014/11/13/21071.html
RSS

Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть