Гран-при России: итоги и перспективы
С 1993 году Формулу-1 начали транслировать по российскому телевидению, и большинство россиян смогли увидеть, как выглядит тот загадочный вид спорта, о котором в СССР если и говорили, то очень мало. Долгое время россияне были гостями на этом празднике жизни, но с середины нулевых ситуация стала меняться. В Ф-1 появились русский гонщик (а потом и второй), русские спонсоры и даже команда, выступавшая под российской лицензией. В 2014 году пришел черед появиться и русской трассе. О том, как страна шла к первому Гран-при, что оно дало, что сулит в дальнейшем и почему 12 октября 2014 года навсегда войдет в историю российского автоспорта, разбирается Авто25.ру.
История
Формула-1 могла прийти в Россию и раньше. Проектов автодромов и гонок было очень много, подчас фантастических и нереальных. Первый возник еще в те времена, когда Ф-1 в нашей стране особо не знали. Берни Эккслстоун, побывав в Москве на Олимпиаде-80, загорелся устроить гонку по московским улицам вокруг Кремля. Идея дошла до Брежнева и ему понравилась. Говорят, даже началась подготовка к этапу, а Гран-при СССР был внесен в предварительное расписание чемпионата мира. Однако в 1982 году Леонид Ильич скончался, а среди его сменщиков любителей автоспорта не было. Проект заглох сам собой.
Новые попытки провести в России Формулу-1 вспыхнули в середине 90-х годов. В 1998 году о строительстве трассы в Тульской области заявил местный губернатор. Он даже говорил о наличии инвестиций для строительства трассы, но это все осталось словами.
Мэр Москвы Юрий Лужков тоже хотел видеть гонку в своем регионе. Существовало целых два проекта автодрома в Москве. Первый их них появился в 1999 году. Трасса длиной 5 километров должна была быть построена недалеко от аэропорта «Шереметьево» в Новоподрезкове. Второй проект предполагал строительство трассы в Нагатинской пойме. Впервые о ней заговорили в 2000 году. На территории завода «ЗиЛ» планировали создать 5-километровую трассу, возвести трибуны на 350 тысяч человек. Это были уже более реальные проекты, которые имели шанс быть реализованными, однако Лужкову не удалось договориться с Эккслстоуном.
В течении нулевых в СМИ периодически проскакивали сообщения, что в Калининграде, Санкт-Петербурге или Ярославле хотят строить трассу, но все оказывалось просто словами.
Собственно, и сочинскую трассу еще несколько лет назад эксперты считали фантазией чиновников. Одни считали, что трек существует лишь на бумаге. Другие выражали сомнение, что у страны хватит сил и средств и на подготовку к Олимпиаде, и на строительство трассы Формулы-1. 12 октября 2014 года скептики были посрамлены.
Трасса
Организаторы гонки не стали мудрствовать лукаво – и пригласили для строительства автодрома Германа Тильке. В календаре нынешнего сезона 19 трасс, и к созданию современного облика девяти из них приложил руку этот немецкий архитектор. Это самый опытный специалист подобного рода, стиль которого, может, и приелся, но который гарантирует качество. О выборе архитектора можно не сожалеть – трасса получилась отличной.
Тильке вспоминает, что когда его пригласили на будущую трассу в первый раз, на этом месте еще ничего не было – ни стадионов, ни дорог. Одна большая стройка. Лил дождь, грязи было по колено, так что даже примерное представление о том, что можно сделать, составить было практически невозможно. Но глаза боятся, а руки делают. Потом компания Тильке начала плотно работать с «Олимпстроем», увидела чертежи, ознакомилась с планами и смогла вписать трассу между олимпийскими объектами, что стало самой главной фишкой сочинского автодрома.
Тильке вспоминает, что действовать приходилось в жестких рамках, но при этом план Олимпийского городка сам подсказал несколько очень интересных решений. Грешно было не использовать Медальную площадь. Это красивое место с флагами и олимпийским факелом, вокруг которого теперь будет проходить один из самых интересных поворотов в календаре Формулы-1.
Многие ожидали, что трасса получится очень медленной, как другие городские автодромы, но в реальности все вышло по-другому. В Сочи две длинные прямые и много скоростных поворотов, так что трасса подходит командам, у которых есть преимущество в мощности моторов.
Первая гонка показала, что в Сочи вполне можно обгонять. Неслучайно Нико Росберг сумел пробиться с последнего места на второе.
Обгонных мест сразу несколько, и в них можно ожидать борьбу. Еще одна особенность трассы в Сочи – малый износ резины. Первое Гран-при можно было проехать вообще не заезжая в боксы, если бы не условие использовать два типа резины во время гонки. Конечно, тут еще вопрос к поставщику шин Pirelli, который решил подстраховаться и привез на первый этап два самых жестких комплекта покрышек. Можно надеяться, что в следующем году в Сочи будет использована мягкая резина, и болельщики смогут увидеть по два-три пит-стопа.
Гонка
Первый Гран-при России получился скучноватым. Это признали многие гонщики, согласны с такой оценкой и эксперты. Но вины принимающей стороны в этом нет: в Ф-1 бывают не самые насыщенные гонки, с этим ничего не поделаешь. Интриги добавил Нико Росберг, который на первом круге так активно атаковал своего партнера по команде Хэмилтона, что испортил себе резину и отправился на пит-стоп уже на первом круге.
Даже учитывая превосходство Mercedes над противниками, его возвращение на второе место казалось сомнительным. Но в конце гонки немец стоял именно на второй ступени подиума. Обидно должно быть Вальттери Боттасу (Williams), который, наверное, уже видел себя на втором месте, но в итоге финишировал третьим.
В остальном гонка была предельно спокойной с минимальным количеством острых моментов. Удачным получился Гран-при для команды McLaren, которая финишировала на четвертом и пятом местах. Правда, им в этом помог Фернандо Алонсо, который потерял много времени на пит-стопе.
К россиянину Даниилу Квяту весь уик-энд было приковано особое внимание. И в субботу он не подвел, проведя фантастическую квалификацию и показав в ней пятое время. Но в самой гонке его автомобиль стал расходовать слишком много топлива. Даниилу пришлось перейти в экономичный режим и пропустить большинство соперников.
Итоговое расположение
Позиция | Пилот | Команда |
---|---|---|
1. | Льюис Хэмилтон | Mercedes AMG |
2. | Нико Росберг | Mercedes AMG |
3. | Вальттери Боттас | Williams |
4. | Дженсон Баттон | McLaren |
5. | Кевин Магнуссен | McLaren |
6. | Фернандо Алонсо | Ferrari |
7. | Дэниэл Риккардо | Red Bull |
8. | Себастьян Феттель | Red Bull |
9. | Кими Райкконен | Ferrari |
10. | Серхио Перес | Force India |
11. | Фелипе Масса | Williams |
12. | Нико Хюлькенберг | Force India |
13. | Жан-Эрик Вернь | Toro Rosso |
14. | Даниил Квят | Toro Rosso |
15. | Эстебан Гутиеррес | Sauber |
16. | Адриан Сутил | Sauber |
17. | Роман Грожан | Lotus |
18. | Пастор Мальдонадо | Lotus |
19. | Маркус Эрикссон | Caterham |
Присутствие на Гран-при Владимира Путина и его участие в награждении дает надежду на то, что государство отныне будет уделять развитию автоспорта больше внимания
Итоги
Первая гонка в Сочи прошла при полностью заполненных трибунах, а всего за уик-энд Сочи Автодром посетили 146 тысяч болельщиков. 20 тысяч пришли на автодром в четверг, 34 тысячи – в пятницу, 37 тысяч – в субботу и 55 тысяч в воскресенье. Правда, физически это были одни и те же люди, потому что билеты сразу продавались на все дни.
Оргкомитет отчитался о выручке в 800 миллионов рублей за продажу билетов. По словам министра спорта Виталия Мутко проведение этапа обошлось в 1,2 миллиарда рублей. Так что финансовые показатели Гран-при составили минус 400 миллионов. Впрочем, скептики говорят, что сумма в 1,2 миллиарда относится только к обязательному взносу за право проведения Гран-при в казну Formula One Management, а остальные расходы (а они немалые) не покрывает. Так что на самом деле денег Формула-1 потребовала куда больше. Не стоит забыть и про 11 миллиардов рублей, которые пошли на строительство самой трассы.
Впрочем, последнюю сумму неправильно экстраполировать только на Ф-1. «Сочи автодром» по заверению дирекции будет постоянно действующей трассой. На ней будет проходить множество российских и международных автомобильных чемпионатов, так что строительство автодрома - это вложение не в Формулу-1, а в развитие автоспорта в стране в целом.
Сам Гран-при России уже являет собой огромный шаг. Вся страна неделю говорила о гонке, даже далекие от автоспорта люди – это мощный стимул заниматься спортом и развивать автогонки, а присутствие на трибунах президента стало своеобразным намеком, что государство продолжит поддерживать эту сферу. Результат-то есть: еще 10 лет назад слово «Россия» в мире Формула-1 не встречалось, а сегодня у нас есть российские гонщики, российская команда и российский Гран-при. Может, такими темпами скоро появится и российский чемпион мира. Кстати, Даниил Квят в следующем году будет выступать за Red Bull…
Ну, а второе Гран-при Сочи состоится через год. Мы рассчитываем, что оргкомитет устранит даже те небольшие проблемы, которые были (в частности с количеством мест для зрителей и ценами на билеты), Pirelli привезет шины, которые будут быстрее изнашиваться, а гоночный бог подарит интригу и интересную борьбу.