У вас есть вопрос?

Гран-при России: итоги и перспективы

16 октября 2014 8547

С 1993 году Формулу-1 начали транслировать по российскому телевидению, и большинство россиян смогли увидеть, как выглядит тот загадочный вид спорта, о котором в СССР если и говорили, то очень мало. Долгое время россияне были гостями на этом празднике жизни, но с середины нулевых ситуация стала меняться. В Ф-1 появились русский гонщик (а потом и второй), русские спонсоры и даже команда, выступавшая под российской лицензией. В 2014 году пришел черед появиться и русской трассе. О том, как страна шла к первому Гран-при, что оно дало, что сулит в дальнейшем и почему 12 октября 2014 года навсегда войдет в историю российского автоспорта, разбирается Авто25.ру.

История

Формула-1 могла прийти в Россию и раньше. Проектов автодромов и гонок было очень много, подчас фантастических и нереальных. Первый возник еще в те времена, когда Ф-1 в нашей стране особо не знали. Берни Эккслстоун, побывав в Москве на Олимпиаде-80, загорелся устроить гонку по московским улицам вокруг Кремля. Идея дошла до Брежнева и ему понравилась. Говорят, даже началась подготовка к этапу, а Гран-при СССР был внесен в предварительное расписание чемпионата мира. Однако в 1982 году Леонид Ильич скончался, а среди его сменщиков любителей автоспорта не было. Проект заглох сам собой.

Новые попытки провести в России Формулу-1 вспыхнули в середине 90-х годов. В 1998 году о строительстве трассы в Тульской области заявил местный губернатор. Он даже говорил о наличии инвестиций для строительства трассы, но это все осталось словами.
Мэр Москвы Юрий Лужков тоже хотел видеть гонку в своем регионе. Существовало целых два проекта автодрома в Москве. Первый их них появился в 1999 году. Трасса длиной 5 километров должна была быть построена недалеко от аэропорта «Шереметьево» в Новоподрезкове. Второй проект предполагал строительство трассы в Нагатинской пойме. Впервые о ней заговорили в 2000 году. На территории завода «ЗиЛ» планировали создать 5-километровую трассу, возвести трибуны на 350 тысяч человек. Это были уже более реальные проекты, которые имели шанс быть реализованными, однако Лужкову не удалось договориться с Эккслстоуном.

Идея вписать трассу в Олимпийский парк была великолепной - трек получился скоростным и колоритным

В течении нулевых в СМИ периодически проскакивали сообщения, что в Калининграде, Санкт-Петербурге или Ярославле хотят строить трассу, но все оказывалось просто словами.

Собственно, и сочинскую трассу еще несколько лет назад эксперты считали фантазией чиновников. Одни считали, что трек существует лишь на бумаге. Другие выражали сомнение, что у страны хватит сил и средств и на подготовку к Олимпиаде, и на строительство трассы Формулы-1. 12 октября 2014 года скептики были посрамлены.

Традиционные девушки на старте и подиуме одеты в национальную одежду

Трасса

Организаторы гонки не стали мудрствовать лукаво – и пригласили для строительства автодрома Германа Тильке. В календаре нынешнего сезона 19 трасс, и к созданию современного облика девяти из них приложил руку этот немецкий архитектор. Это самый опытный специалист подобного рода, стиль которого, может, и приелся, но который гарантирует качество. О выборе архитектора можно не сожалеть – трасса получилась отличной.

Тильке вспоминает, что когда его пригласили на будущую трассу в первый раз, на этом месте еще ничего не было – ни стадионов, ни дорог. Одна большая стройка. Лил дождь, грязи было по колено, так что даже примерное представление о том, что можно сделать, составить было практически невозможно. Но глаза боятся, а руки делают. Потом компания Тильке начала плотно работать с «Олимпстроем», увидела чертежи, ознакомилась с планами и смогла вписать трассу между олимпийскими объектами, что стало самой главной фишкой сочинского автодрома.

Тильке вспоминает, что действовать приходилось в жестких рамках, но при этом план Олимпийского городка сам подсказал несколько очень интересных решений. Грешно было не использовать Медальную площадь. Это красивое место с флагами и олимпийским факелом, вокруг которого теперь будет проходить один из самых интересных поворотов в календаре Формулы-1.

Многие ожидали, что трасса получится очень медленной, как другие городские автодромы, но в реальности все вышло по-другому. В Сочи две длинные прямые и много скоростных поворотов, так что трасса подходит командам, у которых есть преимущество в мощности моторов.
Первая гонка показала, что в Сочи вполне можно обгонять. Неслучайно Нико Росберг сумел пробиться с последнего места на второе.

Обгонных мест сразу несколько, и в них можно ожидать борьбу. Еще одна особенность трассы в Сочи – малый износ резины. Первое Гран-при можно было проехать вообще не заезжая в боксы, если бы не условие использовать два типа резины во время гонки. Конечно, тут еще вопрос к поставщику шин Pirelli, который решил подстраховаться и привез на первый этап два самых жестких комплекта покрышек. Можно надеяться, что в следующем году в Сочи будет использована мягкая резина, и болельщики смогут увидеть по два-три пит-стопа.

Гонка

Первый Гран-при России получился скучноватым. Это признали многие гонщики, согласны с такой оценкой и эксперты. Но вины принимающей стороны в этом нет: в Ф-1 бывают не самые насыщенные гонки, с этим ничего не поделаешь. Интриги добавил Нико Росберг, который на первом круге так активно атаковал своего партнера по команде Хэмилтона, что испортил себе резину и отправился на пит-стоп уже на первом круге.

Даже учитывая превосходство Mercedes над противниками, его возвращение на второе место казалось сомнительным. Но в конце гонки немец стоял именно на второй ступени подиума. Обидно должно быть Вальттери Боттасу (Williams), который, наверное, уже видел себя на втором месте, но в итоге финишировал третьим.

В остальном гонка была предельно спокойной с минимальным количеством острых моментов. Удачным получился Гран-при для команды McLaren, которая финишировала на четвертом и пятом местах. Правда, им в этом помог Фернандо Алонсо, который потерял много времени на пит-стопе.

К россиянину Даниилу Квяту весь уик-энд было приковано особое внимание. И в субботу он не подвел, проведя фантастическую квалификацию и показав в ней пятое время. Но в самой гонке его автомобиль стал расходовать слишком много топлива. Даниилу пришлось перейти в экономичный режим и пропустить большинство соперников.

Итоговое расположение

Позиция Пилот Команда
1. Льюис Хэмилтон Mercedes AMG
2. Нико Росберг Mercedes AMG
3. Вальттери Боттас Williams
4. Дженсон Баттон McLaren
5. Кевин Магнуссен McLaren
6. Фернандо Алонсо Ferrari
7. Дэниэл Риккардо Red Bull
8. Себастьян Феттель Red Bull
9. Кими Райкконен Ferrari
10. Серхио Перес Force India
11. Фелипе Масса Williams
12. Нико Хюлькенберг Force India
13. Жан-Эрик Вернь Toro Rosso
14. Даниил Квят Toro Rosso
15. Эстебан Гутиеррес Sauber
16. Адриан Сутил Sauber
17. Роман Грожан Lotus
18. Пастор Мальдонадо Lotus
19. Маркус Эрикссон Caterham


Присутствие на Гран-при Владимира Путина и его участие в награждении дает надежду на то, что государство отныне будет уделять развитию автоспорта больше внимания

Итоги

Первая гонка в Сочи прошла при полностью заполненных трибунах, а всего за уик-энд Сочи Автодром посетили 146 тысяч болельщиков. 20 тысяч пришли на автодром в четверг, 34 тысячи – в пятницу, 37 тысяч – в субботу и 55 тысяч в воскресенье. Правда, физически это были одни и те же люди, потому что билеты сразу продавались на все дни.
Оргкомитет отчитался о выручке в 800 миллионов рублей за продажу билетов. По словам министра спорта Виталия Мутко проведение этапа обошлось в 1,2 миллиарда рублей. Так что финансовые показатели Гран-при составили минус 400 миллионов. Впрочем, скептики говорят, что сумма в 1,2 миллиарда относится только к обязательному взносу за право проведения Гран-при в казну Formula One Management, а остальные расходы (а они немалые) не покрывает. Так что на самом деле денег Формула-1 потребовала куда больше. Не стоит забыть и про 11 миллиардов рублей, которые пошли на строительство самой трассы.

Впрочем, последнюю сумму неправильно экстраполировать только на Ф-1. «Сочи автодром» по заверению дирекции будет постоянно действующей трассой. На ней будет проходить множество российских и международных автомобильных чемпионатов, так что строительство автодрома - это вложение не в Формулу-1, а в развитие автоспорта в стране в целом.

Сам Гран-при России уже являет собой огромный шаг. Вся страна неделю говорила о гонке, даже далекие от автоспорта люди – это мощный стимул заниматься спортом и развивать автогонки, а присутствие на трибунах президента стало своеобразным намеком, что государство продолжит поддерживать эту сферу. Результат-то есть: еще 10 лет назад слово «Россия» в мире Формула-1 не встречалось, а сегодня у нас есть российские гонщики, российская команда и российский Гран-при. Может, такими темпами скоро появится и российский чемпион мира. Кстати, Даниил Квят в следующем году будет выступать за Red Bull…

Ну, а второе Гран-при Сочи состоится через год. Мы рассчитываем, что оргкомитет устранит даже те небольшие проблемы, которые были (в частности с количеством мест для зрителей и ценами на билеты), Pirelli привезет шины, которые будут быстрее изнашиваться, а гоночный бог подарит интригу и интересную борьбу.

Гран-при России: итоги и перспективы Гран-при России: итоги и перспективы Гран-при России: итоги и перспективы
Источник: www.avto25.ru Дата: 16 октября 2014 Автор: Виктор Жуков Автор фотографий: Виктор Жуков https://www.avto25.ru/news/articles/2014/10/16/20827.html
RSS

Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть