У вас есть вопрос?

Покупка автомобиля в лизинг: плюсы и минусы

03 июля 2014 54714

До недавнего времени у российских автовладельцев было только два варианта покупки автомобиля – за наличную сумму или в кредит, причем в 2014 году частота использования обоих вариантов примерно сравнялась: кредиты догнали наличку. Одновременно с этим начало развиваться еще одно направление – автолизинг для физических лиц, который позиционируется как альтернатива кредитам. Сегодня Авто25.ру исследует нюансы лизинга и пытается понять, заменит ли он традиционные схемы покупок.

Начнем с того, что лизинг в России явление хоть и не самое популярное, но далеко не новое. Этот финансовый инструмент активно работает в сфере юридических лиц, где его использование оправдано определенными налоговыми льготами и преференциями. Для физических лиц их нет, но и без льгот лизингу есть с помощью чего конкурировать с кредитами. Это не удивительно – в европейских странах и США лизинг занимает около 30% рынка, опережая покупки за наличку и всего на немного отставая от кредитов.

Кстати

При создании «Закона о лизинге» более 15 лет назад в него была включена формулировка «для целей коммерческого использования», которая исключала возможность его применения частными лицами. Но в 2010 году было внесено изменение, исключающее эту фразу. Теперь и физические лица могут пользоваться финансовой арендой.

Что же такое лизинг? Если давать совсем простое определение, то лизинг – это долгосрочная аренда с правом выкупа или поэтапное приобретение имущества в собственность. Казалось бы, не слишком сильно отличается от кредита, но нюансы есть. Для начала нужно заметить, что для лизинга существуют разные схемы. Дело не только в процентной ставке, но и в условиях договора. Принципиально лизинг делится на две части – финансовый и оперативный. Главное отличие в том, что будет по окончании срока лизинга – в финансовом лизингоприобретатель обязан выкупить авто по определенной заранее стоимости, в оперативном – возвратить обратно в лизинговую компанию. При этом первый очень сильно похож на обычный кредит (только иным получается распределение платежей), второй – весьма самобытен. Фактически он предлагает не покупать автомобиль, а оплачивать пользование им. В некоторых ситуациях это действительно может быть выгодно.


Собственником авто остается лизинговая компания. Это имеет как плюсы, так и минусы

Еще одна важная особенность – владельцем автомобиля считается не тот, кто им пользуется, а лизинговая компания. Это имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны тяжело осознавать, что ты платишь немалые деньги за машину, которая тебе даже не принадлежит, с другой – в некоторых ситуациях не иметь зарегистрированное на себя имущество очень большой плюс (разводы, банкротства и так далее). Учитывая, что лизинговые компании де-факто владеют авто, многие из них предлагают дополнительные услуги, типа оплаты страховки, техосмотра, проведения плановых ТО и так далее. Вернее, платит за это все равно лизингоприобретатель, только эти платежи уже включены в сумму лизинга. Понятно, что за дополнительные услуги компании взимают свою комиссию и начисляют на них проценты. Так что это вариант уж совсем для ленивых – платить за эксплуатацию автомобиля самому будет дешевле.

Самый важный вопрос в сравнении автолизинга и автокредита – что для покупателя обходится дешевле? Сразу оговоримся, что однозначный ответ на него дать сложно – слишком много всяких условий нужно учитывать. Скажем, процент по лизингу почти всегда выше чем по автокредиту, однако размер ежемесячных выплат существенно ниже. Дело в том, что лизингоприобретатель выплачивает не всю стоимость автомобиля, а только дельту между его рыночной стоимостью и остаточной по окончании договора лизинга. Понятно, что амортизация и падение стоимости за 2-3 года меньше чем цена всего автомобиля, поэтому и выплата в месяц у лизинга оказывается меньше. При этом не стоит забывать, что в конце срока договора, чтобы продолжить пользование автомобилем, его потребуется выкупить. Расчеты с учетом этого фактора могут оказаться уже не в пользу лизинга, хотя каждый случай, конечно, индивидуален.


Многие лизинговые компании имеют скидки в автосалонах

Но сэкономить на лизинге можно, например, за счет скидки при покупке нового авто, ведь сделку осуществляет лизинговая компания, которая для дилера является оптовым покупателем и может иметь соответствующие преференции. Иногда они имеют не только финансовый характер, но и возможность без очереди купить дефицитную модель или доступную только корпоративным клиентам комплектацию. Понятно, что работает это далеко не всегда и не со всеми моделями, но иногда скидка за покупку в лизинг может достигать 10%. Некоторые лизинговые компании имеют скидки на страховку, свой техцентр для ремонта, что позволяет покупателю тоже немного экономить на обслуживании, но это могут себе позволить только самые крупные игроки рынка.

Обычно для заключения договора лизинга требуется:

  • заполненная анкета;
  • паспорт РФ (копии всех страниц);
  • второй документ с фотографией (ВУ, загранпаспорт и т. п.);
  • документ, подтверждающий источник дохода (копия трудовой книжки, трудовой договор, договор сдачи имущества (квартиры, например)  в аренду и т. п.);
  • документ, подтверждающий сумму дохода (справка 2 НДФЛ, справка в свободной форме, акт приёма передачи денег за аренду квартиры и т. п.).

Рассматривая лизинг как финансовый инструмент, не стоит забывать и про несколько его особенностей. Обычно лизинг получить куда легче, чем автокредит, ведь машина остается в собственности компании, и ее риск при совершении сделки меньше. Впрочем, кому попало с улицы машину тоже не дадут – свои доходы хоть как-то нужно подтвердить.

Лизинг как и автокредит подразумевает КАСКО на весь срок действия договора, что для лизингоприобретателя является дополнительным обременением. Стоимость страховки могут внести в лизинг, но тогда покупателю придется платить дополнительные проценты. Во время действия договора лизингоприобретателю запрещено вносить существенные изменения  в конструкцию авто. То есть любители тюнинга отсеиваются сразу и могут отправляться брать автокредит, где им никто не запретит как угодно совершенствовать и изменять свой авто.


На Кавказе лизинг не будет популярен – он запрещает тюнинг

Если говорить об оперативном лизинге, то он может иметь определенные ограничения на эксплуатацию, скажем, максимальный годовой пробег, требования по техническому обслуживанию или итоговому состоянию автомобиля.

Так что же, сможет ли лизинг составить конкуренцию автокредитам? Как показало наше исследование – вполне. Хотя этот финансовый продукт только набирает обороты его вполне можно использовать – в некоторых ситуациях лизинг будет дешевле и выгоднее. Понятно, что массово отказываться от кредитов и переходить на лизинг нет смысла, но учитывать оба этих финансовых инструмента при планировании своих действий будет полезно.

Наибольшую выгоду от лизинга могут получить владельцы, который привыкли часто менять машины, покупать только новые авто и ездить на них не больше 2-3 лет. Оперативный лизинг будет в таком случае выгоден, ведь не придется каждый раз оплачивать полную стоимость машины. С другой стороны, если вы покупаете автомобили на долгий срок, то тут, скорее всего, выгоднее будет кредит (а еще выгоднее расплачиваться наличными). 

Прежде всего потому, что на длинные сроки лизинг дают неохотно, да и проценты там выше. Но, в любом случае, если вы думаете приобретать автомобиль за заемные средства, есть смысл заглянуть и в лизинговую компанию. Вдруг вам предложат там выгодные условия.

[vote_42]
Источник: www.avto25.ru Дата: 03 июля 2014 Автор: Александр Нечаев https://www.avto25.ru/news/articles/2014/07/03/19076.html
RSS

Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть