У вас есть вопрос?

Закон «О безопасности дорожного движения» вступил в силу

07 ноября 2013 22431

Наши читатели наверняка уже забыли о законе «О безопасности дорожного движения». Мы рассказывали о нем полгода назад, когда его только приняли. Однако он уникален тем, что в силу вступал только через полгода. 5 ноября этот срок истек. Редакция Авто25.ру посчитала своим долгом напомнить основные положения нового закона, а также обсудить их в свете новых обстоятельств – за полгода нюансы автомобильной жизни страны немного поменялись и многие положения выглядят уже по-другому.

Изменений в законе более чем достаточно. Среди самых обсуждаемых – появление новых категорий и подкатегорий, введение поэтапной системы приема экзаменов, а также запрет водителям с иностранными правами осуществлять коммерческие перевозки.

Категории есть, но их нет

Наибольший интерес вызывают, конечно, новые категории в правах. Это целый список наименований, который еще предстоит выучить водителям и сотрудникам автоинспекции – «A1», «В1», «C1», «D1», «C1E» и «D1E». При этом традиционные категории никуда не делись,  а новые подкатегории их уточняют. «А1» распространяется на мотоциклы с объемом двигателя не более 125 куб. сантиметров.


Категорий станет больше.

Появилась новая категория для трициклов и квадроциклов – «B1». Подкатегория «С1» будет нужна для управления автомобилями, разрешенная максимальная масса которых свыше 3500 килограммов, но не превышает 7,5 тонны. С добавлением буквы «Е» – тоже самое и прицеп. Для управления мопедами и скутерами с 5 ноября тоже нужно особое водительское удостоверение и ему присвоена категория «М».

Такое многообразие – скорее благо. Уточняющие категории позволяют упростить систему подготовки. Скажем, если водитель хочет управлять личным пикапом, ему не придется проходить курс управления самосвалом и тяжелыми грузовиками, а владелец 9-местного минивэна не обязан будет изучить особенности перевозки пассажиров в рейсовых автобусах большой вместимости. При этом если водитель открыл основную категорию (например «С»), то может управлять всеми грузовиками без ограничения. Но, отметим особо, только с 16 лет.

Особую известность получила категория «М», ведь раньше на мопедах и скутерах мог ездить кто угодно без ограничения, теперь для таких водителей тоже нужны права. Подойдет любое водительское удостоверение, но если никакого нет, то можно получить «М» по упрощенной программе, изучая только лишь теорию.


Скутеры – права нужны, но получить их пока
невозможно

Во всей ситуации есть очень большой нюанс. С 5 ноября новые категории (и подкатегории) хоть и вступили в силу, но реально никто не сможет ими воспользоваться. Дело в том, что для того, чтобы обучать этим категориям, автошколы должны иметь лицензию. А получить ее можно будет только после того, как появятся программы подготовки водителей соответствующих категорий. Пока даже непонятно, какая организация должна их утверждать. До сих пор подготовкой водителей в стране ведало министерство образования. С 1 сентября эта деятельность стала считаться профессиональным образованием. Поэтому минобраз решил передать полномочия минтрансу. Однако это министерство отказалось принимать на себя столь тяжкий груз. В итоге вопрос завис в воздухе.

Полгода назад, когда мы написали первый материал по новому закону, мы высказали предположение, что 6 месяцев хватит на то, чтобы разработать все документы, но российская бюрократия непобедима. В лучшем случае все будет готово к лету 2014 года, а до тех пор новые категории будут существовать только на бумаге. Особенно это бьет по владельцам мопедов, им чтобы законно управлять своей техникой придется получать удостоверения других категорий, что сложнее и дороже. Хотя в ГИБДД обещали первое время владельцев мопедов за отсутствие прав не штрафовать. До поры до времени.

Учат в школе

Еще закон «О безопасности дорожного движения» предусматривает передачу части полномочий ГИБДД по приему экзаменов автошколам. Однако ситуация запутанная. В эту часть закона уже успели предложить правки, причем непонятно какие внесли, а какие нет. Представители автошкол сами в замешательстве по каким правилам жить дальше.


Школы с автоматизированными автодромами
получат преимущество

Основная идея нового закона – ученики ряда автошкол, успешно сдавших внутренний тест, освобождаются от двух экзаменов в ГИБДД – теории и «площадки» – им останется только проехать с инспектором по городу. Есть очень важная оговорка, что, во-первых, такую преференцию получают только школы с собственными автоматизированными автодромами, а, во-вторых, на внутреннем экзамене должен присутствовать сотрудник ГИБДД, который и будет проконтролировать честность экзамена. Нюанс в том, что необходимые автодромы пока есть в распоряжении только у 25-30 школ в стране, что капля в море по сравнению с общим их количеством. Хотя, конечно, новый закон стимулирует школы строить свои автодромы, так что вполне вероятно, что их количество в ближайшее время увеличится.

Сюрприз новый закон готовит тем, кто собирается обучаться на права категории «А». Чтобы получить возможность управлять мотоциклом теперь будет недостаточно сдать теорию и откатать упражнения на площадке, в список требований добавляется езда по городу. Этот факт уже вызвал массу недоуменных комментариев. Как, мол, это будет выглядеть. Где во время такой поездки будет сидеть инспектор ГИБДД и самое главное как он будет контролировать движение мотоцикла. Ведь ученик, еще не получивший права, не несет ответственность за происходящее на дороге. Касаемо автомобилей все просто, там инструктор сидит рядом, имеет свой комплект педалей и может в случае чего затормозить. А с мотоциклом как? Даже если представить, что инспектор будет сидеть сзади (что уже смешно), он не будет видеть дорогу. В общем, этот аспект, очевидно, требует доработки.


Экзамен в ГИБДД. Теперь с «автоматом»

Одно из немногих новшеств закона, которое реально начало работать с 5 ноября, то, что теперь сдавать экзамен можно на автомобилях с автоматической коробкой передач. Такие водители в дальнейшем смогут управлять автомобилями только с такой трансмиссией. Для этого в правах в графе «ограничения» будет ставиться отметка «АТ». Те же, кто обучался и сдавал экзамен по старинке, с механической трансмиссией, смогут управлять машиной данной категории с любой коробкой передач.

Еще один «заработавший» факт в том, что с 5 ноября никто не может сдать экзамен в ГАИ экстерном. В законе прямо запрещена самоподготовка водителей. Теперь сдать экзамен можно только после прохождения соответствующего курса обучения в учебном заведении с соответствующей лицензией. А в ГИБДД перед экзаменом потребуется предъявить свидетельство о профессии водителя, изготовленное на бланке, защищенном от подделок, которое выдаст автошкола.

«Чужие» права недействительны

Наконец, вступивший в силу закон постановляет, что шоферам с иностранными водительскими удостоверениями будет запрещено работать на территории страны. Правда, не прямо сейчас, а с 14 мая 2014 года. Это касается только профессиональной сферы – водителей грузовиков и маршруток. Ездить на личном транспорте можно будет и по правам другого государства.

Мера понятная, хотя оправданной ее назвать довольно сложно. Вопрос появился после того как в стране произошло несколько резонансных ДТП с водителями-гастарбайтерами. Вот только исправит ли требование водителям-профессионалам иметь российские права ситуацию? Сомневаемся. Ведь главная проблема не в невысоком водительском мастерстве, а организации труда таких водителей, огромных переработках, неисправной технике. Но в этих вопросах законодатели даже не попробовали что-то поменять, просто заставили всех иностранцев получить российские права, и все. Как будто от этого что-то изменится.

Источник: www.avto25.ru Дата: 07 ноября 2013 Автор: Александр Нечаев https://www.avto25.ru/news/articles/2013/11/07/16307.html
RSS

Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть