У вас есть вопрос?

Добросовестным водителям снизят налог

21 ноября 2013 20721

Последние несколько недель вся автомобильная общественность страны активно обсуждает предложение Общероссийского народного фронта по материальному стимулированию водителей, соблюдающих Правила дорожного движения. Рабочая версия – снижать для таких водителей транспортный налог. Как и у любой инициативы, у этой быстро нашлись свои сторонники и противники. Редакция Авто25.ру тоже решила поучаствовать в дискуссии.

Нужно сказать, что идея дать поблажку дисциплинированным водителям всплывает не первый раз. Началось все с предложения члена общественного фронта Александра Васильева ввести для правильных водителей вычет из налога на доходы физических лиц в размере 25 процентов. От технической части сразу отказались, потому что НДФЛ слишком тонкая сфера, напрямую завязанная на бюджет страны, и всякие скидки в ней неуместны. Но саму идею большинство членов ОНФ поддержало. И это хорошо.

Стимулов соблюдения ПДД в России сегодня не хватает. Не секрет, что Правила дорожного движения работают сегодня в стране по принципу: «Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло». Соблюдать ПДД заставляет только страх перед наказанием (штрафом, лишением прав или даже административной и уголовной ответственностью), но давно доказано, что такая мотивация не слишком эффективна. Повышения штрафов это только подтверждают. Суммы наказаний растут, а водители меньше не нарушают.


За такие маневры будут не только штрафовать, но и лишать скидки

Чем в таком случае отличается предложение давать скидку по налогу? Тут речь идет не о разовом эпизоде, а о системе. Скидка для тех, кто не нарушает, вырабатывает привычку ездить по правилам всегда, вне зависимости от того, какое наказание полагается за проступок и какова вероятность попасться. Почему, скажем, процент нарушений в Германии и станах Скандинавии так невысок – соблюдение ПДД там у водителей в подсознании. Ездить по правилам – единственно правильная картина мира, которая, к тому же, так же поддерживается материально. Понятно, что введение скидки для соблюдающих ПДД разом не изменит менталитет водителей в России. Но может дать хотя бы начало этому долгому процессу.

Техническое исполнение под благую идею нашлось быстро. Скидку было предложено делать из транспортного налога. Это и логичнее, и на бюджет не так сильно влияет. Конкретный процент пока не назывался, но он может быть любым – от 10 до 50%, тут важнее сам принцип, чем конкретные цифры. Были сомнения, что в ГИБДД согласятся взять на себя дополнительную нагрузку и снабжать налоговые органы информацией о нарушениях, но в полицейском ведомстве уже успели заявить, что инициативу поддерживают.


Нарушение скоростного режима самое популярное нарушение ПДД в стране

Однако без подводных камней дело тоже не обошлось. Критики проекта сразу нашли несколько спорных моментов. Пример – владелец авто имеет очень высокий доход и личного водителя. Хозяин машины правил не нарушает, потому что за рулем не сидит, а скидку получает приличную, потому что машина наверняка у него мощная, с высокой ставкой налога. А за что, спрашивается? Плюс есть категория водителей, которые освобождены от уплаты транспортного налога. Что делать в такой ситуации? Ну и, кроме того, скидка из транспортного налога тоже определенным образом скажется на бюджете страны. Скорее всего, недособранные средства будут изъяты из программ строительства и реконструкции дорог, а они и так не ломятся от денег.

Но главный аргумент у противников закона другой. Такая инициатива общественного фронта – просто рай для недобросовестных инспекторов ГИБДД. Потому что дает прямой стимул водителям в случае чего не доводить до официального штрафа. «Оплатил» нарушение на месте и в базу данных оно не попало, значит скидке ничего не угрожает. А ведь уровень гаишной коррупции в стране и так высок, чтобы его еще дополнительно увеличивать.


Противники закона опасаются, что он даст лазейку недобросовестным инспекторам ГИБДД

Редакции Авто25.ру для стимулирования «правильной» езды больше нравится другой способ – давать скидку не по транспортному налогу, а по ОСАГО. Этот вариант более логичен, ведь если водитель не нарушает, то шансов стать виновником в ДТП у него априори меньше, чем у того, кто собирает букет штрафных квитанций. К тому же нынешняя система бонус-минус в ОСАГО работает не очень хорошо. За совершенное ДТП надбавка получается высокой, а вот скидка за безаварийность всего 5% в год, да и к тому же имеет определенный потолок, выше которого скидку не получишь. Для рьяных нарушителей наоборот можно было бы предусмотреть повышающие надбавки. И с этим опять-таки сложно поспорить – плюешь на ПДД, плати больше.

Стимулирование водителей ценой полиса не ноу-хау и уже эффективно показало себя в некоторых странах, например, в Германии. Там первоначальная цена страховки очень высокая, но за год аккуратного вождения, без нарушений правил, стоимость сокращается чуть ли не на треть, а у нарушителей, наоборот, растет. Бывает даже так, что злостным лихачам и «неадекватами» приходится год ходить пешком, потому что стоимость ОСАГО вырастает до таких сумм, которые они не могут потянуть.


У того, кто не нарушает, меньше шансов попасть в ДТП по своей вине

В любом случае, появление таких проектов уже благой знак. Последние годы законодатели только лавинообразно повышали штрафы, что не дало абсолютно никакого эффекта, а тут хоть какая-то попытка зайти с другой стороны. Не факт, конечно, что закон примут, но любая свежая мысль в области автозаконодательства уже не может не радовать.

Уважаемые читатели, а вам понравилась идея давать скидки за вождение без нарушений ПДД? За счет чего оно должно быть обеспечено – налоги, ОСАГО? Или, может, то, что хорошо в западных странах, в России, с местными особенностями вождения, работать не будет? Свои мнения оставляйте в комментариях к этому материалу.

[vote_18]
Источник: www.avto25.ru Дата: 21 ноября 2013 Автор: Александр Нечаев https://www.avto25.ru/news/articles/2013/11/21/16448.html
RSS

Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть