Добросовестным водителям снизят налог
Последние несколько недель вся автомобильная общественность страны активно обсуждает предложение Общероссийского народного фронта по материальному стимулированию водителей, соблюдающих Правила дорожного движения. Рабочая версия – снижать для таких водителей транспортный налог. Как и у любой инициативы, у этой быстро нашлись свои сторонники и противники. Редакция Авто25.ру тоже решила поучаствовать в дискуссии.
Нужно сказать, что идея дать поблажку дисциплинированным водителям всплывает не первый раз. Началось все с предложения члена общественного фронта Александра Васильева ввести для правильных водителей вычет из налога на доходы физических лиц в размере 25 процентов. От технической части сразу отказались, потому что НДФЛ слишком тонкая сфера, напрямую завязанная на бюджет страны, и всякие скидки в ней неуместны. Но саму идею большинство членов ОНФ поддержало. И это хорошо.
Стимулов соблюдения ПДД в России сегодня не хватает. Не секрет, что Правила дорожного движения работают сегодня в стране по принципу: «Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло». Соблюдать ПДД заставляет только страх перед наказанием (штрафом, лишением прав или даже административной и уголовной ответственностью), но давно доказано, что такая мотивация не слишком эффективна. Повышения штрафов это только подтверждают. Суммы наказаний растут, а водители меньше не нарушают.
За такие маневры будут не только штрафовать, но и лишать скидки
Чем в таком случае отличается предложение давать скидку по налогу? Тут речь идет не о разовом эпизоде, а о системе. Скидка для тех, кто не нарушает, вырабатывает привычку ездить по правилам всегда, вне зависимости от того, какое наказание полагается за проступок и какова вероятность попасться. Почему, скажем, процент нарушений в Германии и станах Скандинавии так невысок – соблюдение ПДД там у водителей в подсознании. Ездить по правилам – единственно правильная картина мира, которая, к тому же, так же поддерживается материально. Понятно, что введение скидки для соблюдающих ПДД разом не изменит менталитет водителей в России. Но может дать хотя бы начало этому долгому процессу.
Техническое исполнение под благую идею нашлось быстро. Скидку было предложено делать из транспортного налога. Это и логичнее, и на бюджет не так сильно влияет. Конкретный процент пока не назывался, но он может быть любым – от 10 до 50%, тут важнее сам принцип, чем конкретные цифры. Были сомнения, что в ГИБДД согласятся взять на себя дополнительную нагрузку и снабжать налоговые органы информацией о нарушениях, но в полицейском ведомстве уже успели заявить, что инициативу поддерживают.
Нарушение скоростного режима самое популярное нарушение ПДД в стране
Однако без подводных камней дело тоже не обошлось. Критики проекта сразу нашли несколько спорных моментов. Пример – владелец авто имеет очень высокий доход и личного водителя. Хозяин машины правил не нарушает, потому что за рулем не сидит, а скидку получает приличную, потому что машина наверняка у него мощная, с высокой ставкой налога. А за что, спрашивается? Плюс есть категория водителей, которые освобождены от уплаты транспортного налога. Что делать в такой ситуации? Ну и, кроме того, скидка из транспортного налога тоже определенным образом скажется на бюджете страны. Скорее всего, недособранные средства будут изъяты из программ строительства и реконструкции дорог, а они и так не ломятся от денег.
Но главный аргумент у противников закона другой. Такая инициатива общественного фронта – просто рай для недобросовестных инспекторов ГИБДД. Потому что дает прямой стимул водителям в случае чего не доводить до официального штрафа. «Оплатил» нарушение на месте и в базу данных оно не попало, значит скидке ничего не угрожает. А ведь уровень гаишной коррупции в стране и так высок, чтобы его еще дополнительно увеличивать.
Противники закона опасаются, что он даст лазейку недобросовестным инспекторам ГИБДД
Редакции Авто25.ру для стимулирования «правильной» езды больше нравится другой способ – давать скидку не по транспортному налогу, а по ОСАГО. Этот вариант более логичен, ведь если водитель не нарушает, то шансов стать виновником в ДТП у него априори меньше, чем у того, кто собирает букет штрафных квитанций. К тому же нынешняя система бонус-минус в ОСАГО работает не очень хорошо. За совершенное ДТП надбавка получается высокой, а вот скидка за безаварийность всего 5% в год, да и к тому же имеет определенный потолок, выше которого скидку не получишь. Для рьяных нарушителей наоборот можно было бы предусмотреть повышающие надбавки. И с этим опять-таки сложно поспорить – плюешь на ПДД, плати больше.
Стимулирование водителей ценой полиса не ноу-хау и уже эффективно показало себя в некоторых странах, например, в Германии. Там первоначальная цена страховки очень высокая, но за год аккуратного вождения, без нарушений правил, стоимость сокращается чуть ли не на треть, а у нарушителей, наоборот, растет. Бывает даже так, что злостным лихачам и «неадекватами» приходится год ходить пешком, потому что стоимость ОСАГО вырастает до таких сумм, которые они не могут потянуть.
У того, кто не нарушает, меньше шансов попасть в ДТП по своей вине
В любом случае, появление таких проектов уже благой знак. Последние годы законодатели только лавинообразно повышали штрафы, что не дало абсолютно никакого эффекта, а тут хоть какая-то попытка зайти с другой стороны. Не факт, конечно, что закон примут, но любая свежая мысль в области автозаконодательства уже не может не радовать.
Уважаемые читатели, а вам понравилась идея давать скидки за вождение без нарушений ПДД? За счет чего оно должно быть обеспечено – налоги, ОСАГО? Или, может, то, что хорошо в западных странах, в России, с местными особенностями вождения, работать не будет? Свои мнения оставляйте в комментариях к этому материалу.