ДТП из-за плохой дороги: как получить компенсацию

09 августа 2012 18117

Дороги в России – тема вечная и писать про нее можно бесконечно. Из-за плохих дорог в стране происходят тысячи ДТП, наносится ущерб экономике в миллиарды рублей. Разговоров на этот счет не счесть, но воз и ныне там. Редакция «Авто25» решила не переливать из пустого в порожнее, а проконсультироваться с юристами и дать практические рекомендации, что делать если вы попали в ДТП по причине некачественного покрытия, с кого и как взыскивать ущерб.

К сожалению, о том, что такую компенсацию можно получить, знают далеко не все водители. В автосреде очень устойчиво мнение, что ответственность за дороги никто не несет и правды в этом вопросе не найдешь. Но это не так.

Для начала оговорим ситуации, в которых можно рассчитывать на получении компенсации. Тут должно совпасть два фактора. Во-первых, в ДТП должна быть вина именно некачественного покрытия, а это очень шаткое понятие. Дороги – такая вещь, что на них очень велик соблазн списать ошибки самого водителя. Например, если вы въехали в автомобиль, который резко затормозил перед ямой на дороге, или, обруливая неровность, задели соседа по потоку – то компенсацию выплачивать никто не будет. Иное дело если вы въехали в глубокую яму и оторвали себе колесо – тут все очевидно. Впрочем, на дороге еще не должно быть знаков, ограничивающих скорость или указывающих на неровности дороги. Звучит конечно цинично, но установленный знак «Неровная дорога» избавляет дорожников об ответственности. Мол, мы водителя предупредили, а дальше уже он не соблюдал скоростной режим.


Ямы могут поджидать на любом вираже

Во-вторых, чтобы рассчитывать на получение компенсации дорога должна не соответствовать ГОСТу. В этой сфере действует ГОСТ Р 50597–93, который приняли еще в 1993 году. Он гласит, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений свыше максимально допустимых размеров. Размеры эти такие: длинна – 15 см, ширина – 60 см, глубина – 5 см. То есть проверить дорогу может любой человек с рулеткой. Если неровность больше хотя бы по одному параметру, то дорога считается несоответствующей ГОСТу. На устранение отводится определенное время, но неровность должна быть на этот период огорожена (в кратчайшие сроки!). Кстати, не так давно по интернету прошла утка, что ГОСТ изменили и допустимые размеры ям стали больше, но пока этого не произошло.

Итак, если ДТП случилось по причине плохой дороги и она не соответствует нормативам, то есть вполне законное право на получение компенсации.

Как и при любом ДТП для его фиксации требуется вызвать наряд ДПС и выполнить все требования правил дорожного движения, например, установить знак, а то прибывший наряд вас же еще и оштрафует. Будьте готовы, что инспекторов придется ждать долго. В ГИБДД крайне неохотно выезжают на такого вида аварии, считая их малозначимыми. Пострадавших нет, поврежденная машина одна – зачем, мол, вообще звонишь. Но приехать они обязаны – просто надеются взять измором.

Пока водитель ждет инспекторов, у него есть чем заняться – нужно максимально подробно собрать информацию об обстоятельствах ДТП. Впереди суд (а возможно даже и не один), и доказательная база в любом случае пригодится.


Соседи по потоку могут выступить свидетелями в вашу пользу

Нужно постараться найти очевидцев, записать их Ф.И.О., домашние адреса, телефоны, чтобы они могли свидетельствовать в вашу пользу. Кстати, на эту роль подойдут и пассажиры, находившиеся в машине, в том числе и родственники. Хорошо бы «подготовить» свидетелей, то есть обратить их внимание на состояние дорожного полотна, размеры ямы, наличие или отсутствие ограждений и соответствующих дорожных знаков. Обязательно нужно подробно сфотографировать или запечатлеть на видео место ДТП, автомобиль и его повреждения и конкретные ямы-виновницы.

Очень грамотно нужно себя вести с инспекторами ДПС. В этом ведомстве очень однозначно подходят к таким видам ДТП. Попал в яму – значит, не справился с управлением, поэтому документы зачастую оформляются формально и в одностороннем порядке. Нужно проследить, чтобы гаишник промерил и зафиксировал размеры ямы, нарисовал правильную схему, в полном объеме указал повреждения авто. Самое главное, нужно потребовать от инспектора составления акта выявленных недостатков в содержании дорог, в котором тот должен зафиксировать все нарушения.

Все это инспектор сделать обязан и если не сделал – нарушает должностные инструкции. При этом никто не мешает этому инспектору вынести постановление о нарушении ПДД самим водителем. В таком случае постановление нужно будет обжаловать в суде. Но возможен вариант, когда водителя невиновным признают сразу.


Заезд по ямам не проходит бесследно

Кого же можно привлечь к ответственности в таком ДТП? Организацию, эксплуатирующую дорогу. Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» утверждает, что дороги в границах городского округа относятся к собственности городского округа. То есть ими владеет муниципалитет. Однако местные власти обычно сами не занимаются эксплуатацией, а передают эту функцию сторонним организациям.

Формально, поиском виновного должна заниматься ГИБДД, но фактически эту работу придется проделать потерпевшему. Писать запросы в мэрию, ходить на приемы, листать подшивки печатного органа муниципалитета, изучить интернет-сайт администрации, возможно поискать другие источники. Где-то подобная информация должна быть.

Когда организация будет найдена можно начинать подготовку к суду. Нужно выяснить, является ли организация-ответчик юридическим лицом. Если она является лишь территориальным подразделением, то претензии предъявляются вышестоящей организации. Кроме того, чтобы определить сумму ущерба нужно провести его оценку у независимых экспертов. Для соблюдения законности нужно вызвать телеграммой ответчика за несколько дней до проведения экспертизы, указав в ней место и время ее проведения, а копию телеграммы сохранить для суда.

Когда оценка произведена, можно отправить досудебную претензию на имя руководителя эксплуатационной организации с требованием возместить причиненный ущерб и приложить копии всех документов, относящихся к делу. Если в течение месяца ответа не последовало или пришел отказ – прямая дорога в суд.

Как показывает судебная практика при грамотных действиях со стороны водителя вероятность получить компенсацию очень велика. Вообще, в последнее время таких дел постепенно становится все больше. Правовая грамотность водителей повышается и они активнее начинают бороться за свои права, но все равно иски против дорожников в нашей стране пока единичные случаи.

Стоит признать, что хотя получение компенсации дело вполне реальное, времени и нервов оно требует немало. Стоит ли связываться, особенно если ущерб невелик – решать самому автовладельцу. Но если иски против дорожников станут обыденным делом, они наверняка задумаются если не о качестве строительства и ремонта, то хотя бы о правильной эксплуатации дорог.

Источник: www.avto25.ru Дата: 09 августа 2012 Автор: Александр Нечаев Автор фотографий: Александр Нечаев https://www.avto25.ru/news/articles/2012/08/09/12089.html
RSS

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и политикой конфиденциальности. Закрыть